Присутствие иностранного капитала на Украине, учитывая отношение к инвесторам и их правам, находится под угрозой, хотя заинтересованные лица уже давно получили доступ к активам, которые были им интересны. При этом, если посмотреть на последнюю статистику, то основным иностранным инвестором окажется Россия. В 2016 г. общий объем прямых иностранных инвестиций составил $4,4 млрд, а из РФ пришло $1,67 млрд. На втором месте Кипр с объемом $427,7 млн, затем следуют Великобритания ($403,9 млн), Нидерланды ($255 млн), Австрия ($249,9 млн), как свидетельствуют данные Госстата Украины.

 

У Минфина Украины статистика немного отличается от данных Госстата.

 

Источник: Минфин Украины

 

Если не брать последний год, то с момента обретения независимости общий объем иностранных инвестиций составил $43,37 млрд.

 

В основном деньги поступали из Кипра ($11,7 млрд), Нидерландов ($5,6 млрд), Германии ($5,4 млрд), России ($3,3 млрд), Австрии ($2,4 млрд), Великобритании ($1,85 млрд), Виргинских островов ($1,7 млрд), Франции ($1,5 млрд), Швейцарии ($1,3 млрд), Италии ($972 млн).

 

Очевидно, что большая часть денег, особенно поступающих из Кипра, Нидерландов и Виргинских островов, – это офшорные средства, происхождение которых вряд ли когда-либо удастся узнать.

 

Квартальные изменения ППИ на Украину

 

Источник: Минфин Украины

 

При этом выход России на первое место в прошлом году можно назвать аномалией, связанной с кризисом и политической неопределенностью. Никто из инвесторов и тех, кому интересны украинские активы, не готов рисковать настолько сильно. При этом российские компании, включая банки, по-прежнему вливают деньги в свои подразделения на Украине, хотя история с банками показала, что это может оказаться напрасной затеей.

 

История прихода западных инвесторов на Украину началась много лет назад. Фактически интересоваться активами в этой стране крупные корпорации начали еще в 90-х гг., но наиболее сильно их влияние почувствовалось только около 10 лет назад. При этом совершенно без разницы была кандидатура президента Украины: заинтересованные стороны могли договориться со всеми.

 

Даже Виктор Янукович, которого называли пророссийским президентом, привел на Украину Shell, Chevron. Также на Украину пытался зайти нефтяной гигант Еххоn Mobil. Ему были интересны энергетические проекты, разработка сланцевых месторождений, а в Киеве мечтали об "энергетической независимости от России". Как показала история, все эти мечты оказались напрасными, а западные нефтегазовые компании практически полностью свернули деятельность. Но пример все же является показательным, поскольку вместе с инвестициями в интересные активы эти компании обычно "инвестируют" во власть.

 

Отдельно стоит вспомнить происходящее при Петре Порошенко и администрации Барака Обамы. Так, например, сын вице-президента США Джо Байдена Хантер Байден в мае 2014 г. вошел в состав совета директоров Burisma Holdings, одной из крупнейших украинских газовых компаний. А позже канадская компания Serinus Energy продает за $30 млн 70% акций KUB-Gas Holdings Limited компании Resano Trading Ltd, аффилированной с Burisma.

 

В результате, как пишут некоторые источники, Байден получил доступ к проектам по добыче сланцевого газа, которыми раньше планировали заниматься американские компании Exxon Mobil, Shell и Chevron. При этом Байден, судя по всему, тесно связан с экс-министром экологии Украины Николаем Злочевским.

 

Кстати, год назад, в марте 2016 г., президент Украины Петр Порошенко заложил весьма прочную основу для дальнейшего перехода украинских активов в руки западных инвесторов.

 

Был подписан закон "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно совершенствования процесса приватизации", который изменяет порядок приватизации, фактически запрещает доступ к активам любой российской компании.

 

Это означает, что "Энергоатом", а также важные объекты торговой инфраструктуры, такие как порты, перейдут в руки иностранных инвесторов. Украинские инвесторы практически потеряли возможность участвовать в приватизационных сделках, так как из закона исключены нормы об обязательном предложении для продажи на фондовых биржах пакета акций акционерных обществ размером 5-10% уставного капитала до проведения конкурса.

 

Кроме того, к решению о приватизации власти могут привлекать советников, которые и будут решать, кому и что продавать.

 

Пока приватизация тормозится, так как не все активы переданы в Фонд госимущества. Активная стадия должна начаться позже в этом году или уже в 2018 г.

 

Впрочем, даже отсутствие самого процесса приватизации никак не мешает скупать активы. В начале 2015 г. американский фонд прямых инвестиций Siguler Guff & Company купил порт в Ильичевске, под Одессой.

Распродажа земель

Еще в 2001 г. на Украине был введен мораторий на все коммерческие операции с землей хозяйственного назначения. Тем не менее это все равно не мешало заинтересованным компаниям скупать земли, хотя и сдерживало этот процесс.

 

Так, некоторое время назад правительство Германии косвенно признало, что крупные национальные и международные концерны, а также западные государства осуществляют передел земли на Украине. Земли передавались под теми или иными предлогами местным олигархам и крупным западным компаниям, включая таких гигантов, как Monsanto и DuPont.

 

В результате примерно половина земель сельскохозяйственного назначение контролируется украинскими или зарубежными агрохолдингами, а это около 17 млн гектаров.

 

 

В основном агроконцерны в последние 10 лет сажают на Украине рапс, а затем 90% урожая экспортируется в Европу, где из него делают биотопливо.

 

МВФ требует от Киева отменить мораторий по продаже земель, это одно из ключевых положений меморандума. И соответствующее решение сейчас продавливается через Конституционный суд.

 

Очевидно, что как только запрет будет снят, оставшиеся миллионы гектаров будут проданы очень быстро.

Китай не отстает от Запада

Китай также в последние годы активизировался на украинском направлении, особенно после евромайдана, когда активы стали еще дешевле.

 

При этом сфера его интересов ничем не отличается от интересов США или Европы.

 

В конце 2016 г. китайская CNBM купила ЧАО "Нептун Солар", владеющую солнечными электростанциями. Кроме того, идут предварительные переговоры по строительству китайскими инвесторами теплоэлектростанции в Киева, стоимость проекта составляет $1,2 млрд. При этом такое предприятие будет прямым конкурентом "Киевэнерго" Рината Ахметова.

 

Судя по всему, китайские инвесторы также хотят участвовать в приватизации "Центрэнерго", которая контролируется порядка 25% тепловой генерации страны. Это весьма выгодные вложения, учитывая грядущий рост тарифов.

 

До этого Hubei Changyang Hongxin инвестировала в добычу марганцевых руд, а также китайцы интересуются урановыми рудами.

 

В аграрном секторе счет идет уже на сотни миллионов долларов. KSG Аgro, связанная с Китаем, уже работает на 94 тыс. гектаров сельскохозяйственных земель, но намерена взять 3 млн гектаров в аренду на 49 лет. Да и в целом на Украине присутствует большое количество относительно небольших китайских компаний.

 

Для Китая Украина – один из потенциальных важных поставщиков мяса птицы, свинины, подсолнечного масла и фуража. Но Поднебесная предпочитает сама контролировать поставки, тем более что речь идет о миллиардах долларов в год.

 

Что касается инфраструктуры, то здесь основной целью Пекина также являются порты. Делегации Cosco China Shipping Group, как пишут местные СМИ, побывали уже во всех портах страны, поэтому великая вероятность того, что китайские инвесторы смогут стать владельцами некоторых объектов.

 

 

Источник: vestifinance.ru