На протяжении десятилетий страны Азии являются мировыми чемпионами по темпам роста экономики, и этот год не станет исключением.
Согласно прогнозам МВФ, опубликованным в свежем выпуске «Перспектив развития региональной экономики», ВВП стран Азиатско-Тихоокеанского региона вырастет на 5,5% в 2017 году и на 5,4% в 2018-м.
Несмотря на эскалацию геополитической напряжённости, большинство стран региона сохраняют набранный экономический темп. Им пошли на пользу меры по поддержанию сильного внутреннего спроса в Китае и Японии, а также улучшение ситуации в мировой экономике. Темпы роста повышаются во многих развитых и развивающихся странах, при этом финансовые рынки – по большей части – демонстрируют устойчивость.
Тем не менее, как считает глава азиатского подразделения Международного валютного фонда Чанйон Ри, Азии ещё предстоит столкнуться с фундаментальными проблемами среднесрочного и долгосрочного характера, одной из которых является старение населения.
Глава азиатского подразделения Международного валютного фонда Чанйон Ри
Конечно, не все азиатские страны стареют одинаковыми темпами. В течение трёх ближайших десятилетий в Китае, Японии, Южной Корее и Таиланде данная демографическая тенденция может привести к снижению годовых темпы роста примерно на 0,5-1 процентный пункт. Между тем, в «молодых» странах – Индия, Индонезия, Филиппины – население работоспособного возраста будет увеличиваться, прибавляя от 1 до 1,5 процентных пунктов к средним годовым темпам роста в течение аналогичного периода.
И всё же, даже эти молодые страны не смогут избежать последствий старения населения. В новом выпуске «Перспектив развития региональной экономики. Азиатско-Тихоокеанский регион», мы указываем на один малоизвестный факт: почти всем странам Азии грозит старение населения ещё до того, как они станут богатыми.
Почему так происходит? Во-первых, хотя Азия сегодня не является самым старым регионом в мире, она стареет поразительно быстро. Индикатором этого является коэффициент старения населения, то есть доля населения 65 лет и старше в общей численности. Странам Европы требовалось в среднем 26 лет, чтобы данный коэффициент вырос с 15% до 20%, а в США этот процесс занял более 50 лет. Среди стран Азии только Австралия и Новая Зеландия стареют такими же темпами. В большинстве других стран региона этот переход занял – или займёт – менее 15 лет.
Например, когда Китай достиг пика трудоспособного населения в 2011 году, подушевой доход страны составлял всего лишь 20% от американского уровня. А когда Вьетнам достиг его в 2014 году, там эта цифра равнялась лишь 10%.
Несмотря на молодость населения и высокие темпы роста, подушевой доход в Индии достигнет лишь 45% от американского уровня, когда в этой стране будет зафиксирован пик численности трудоспособного населения – примерно в 2040 году. И это ещё при оптимистичном допущении, что Индия будут удерживать очень высокие темпы роста на протяжении нескольких десятилетий.
Подобные демографические тенденции имеют далекоидущие последствия для стран региона. У азиатских стран будет намного меньше времени, чем было у развитых стран, чтобы подготовить свой переход к постаревшему обществу. Хуже того, им придётся иметь дело с высокими бюджетными затратами, вызванными старением, пока они являются ещё сравнительно бедными. Это приведёт к возникновению нового социального давления, которое уже наблюдается в «старых» азиатских странах.
Кроме того, демографические проблемы Азии могут сочетаться с замедлением роста производительности. После финансового кризиса 2008 года рост производительности замедлился в развитых странах Азии и – до определённой степени – в развивающихся. Тем самым, в течение минувшего десятилетия попытки региона догнать страны, находящиеся на передовых глобальных технологических рубежах, потеряли былой темп.
Для повышения производительности в будущем правительствам стран Азии необходимо уже сегодня проводить точно сфокусированные структурные реформы. При этом критически важно не забывать о быстро стареющем населении Азии: подобные реформы должны включать меры по защите пожилых людей, расширению социальной защиты, стимулированию долгосрочного роста экономики. Властям следует упростить участие в экономической деятельности для женщин и пожилых работников, расширяя систему ухода за детьми и стимулируя компании ослаблять внутренние требования к пенсионному возрасту.
Как показывает пример Австралии, Гонконга, Новой Зеландия и Сингапура, иммиграция может смягчить удар, вызванный быстрым старением населения. Укрепляя пенсионную систему, в том числе гарантируя минимальные выплаты, власти могут обеспечить социальную защиту уязвимых пожилых людей и снизить стимулы для сбережений на чёрный день.
Все эти меры должны сопровождаться реформами, направленными на повышение производительности. У разных стран имеются разные приоритеты, но всем им надо будет наращивать инвестиции в образование и непрерывное обучение, одновременно проводя реформу рынков труда и продукции.
Наконец, развитым странам Азии следует сфокусироваться на улучшении ситуации с инновациями, более эффективно распределяя расходы на исследования и разработки, а также повышая производительность в секторе услуг. Со своей стороны, развивающимся странам следует привлекать больше прямых иностранных инвестиций, повышать уровень внутренних инвестиций и способность к адаптации новых технологий.
Источник: vestifinance.ru