Стоимость чистых иностранных активов Саудовской Аравии упала ниже $500 млрд в апреле впервые с 2011 г., даже после того, как королевство заработало $9 млрд на первой международной продаже исламских облигаций. Саудовский центробанк, как известно, заявил в воскресенье, что его чистые иностранные активы снизились на $8,5 млрд по сравнению с предыдущим месяцем до $493 млрд, это самый низкий уровень с 2011 г.

Валютные резервы Саудовской Аравии снизились с максимума в более чем $730 млрд в 2014 г. после падения цен на нефть, что заставило МВФ выступить с заявлением, что королевству может не хватить финансовых средств, необходимых для расходов в течение пяти лет. Власти приступили к беспрецедентному плану переустройства экономики и восстановления системы государственного финансирования.

Но темпы снижения резервов в этом году озадачили экономистов, которые видят мало доказательств увеличения государственных расходов, подогревая спекуляции на тему того, что это обусловлено бегством капитала и издержками войны королевства в Йемене.

Министр финансов Мохаммед аль-Джадаан заявил в апреле, что правительство не пользовалось резервами центробанка в течение I квартала. Конечно, королевство все еще имеет самый низкий уровень задолженности на Ближнем Востоке, если измерять его в процентах о ВВП, согласно данным МВФ.

Данные центробанка показывают, что "некоторые из средств, привлеченных от" продажи облигаций, были добавлены в качестве государственных депозитов в центробанке и у коммерческих кредиторов согласно Монике Малик, главному экономисту Abu Dhabi Commercial Bank.

Меры жесткой экономии, направленные на сокращение дефицита бюджета, оказали влияние на экономику, в результате чего рост ненефтяного сектора пришел к остановке в прошлом году. Кредиты, авансы и овердрафты частного сектора в апреле снизились на 0,6% по сравнению с тем же месяцем годом ранее, по данным центробанка.

Экономический рост крупнейшего в мире экспортера нефти, скорее всего, замедлится до 0,6% в этом году с 1,1% в 2016 г., по данным опроса экономистов Bloomberg. Власти говорят, что рост превысит 1%, отчасти из-за плана по запуску пакета стимулирующих мер стоимостью 200 млрд риалов, нацеленных на частный сектор.

Подготовка плана может быть одной из причин сокращения резервов, по словам Джона Сфакианакиса, директора экономических исследований в Gulf Research Center в Эр-Рияде.

Саудовские чиновники проводят самые большие экономические перетряски в истории королевства, чтобы снизить зависимость от доходов от продажи нефти. Эти меры включают в себя сокращение субсидий и продажу государственных пакетов акций нескольких компаний, в том числе саудовской государственной нефтяной компании Saudi Aramco. Королевство также позволило квалифицированным институциональным инвесторам со стороны Стран Персидского залива торговать саудовскими акциями непосредственно с июня 2015 г. и внесло дополнительные изменения в этом году, чтобы привлечь больше средств.

Дешевая нефть и тяжелый бюджет

Согласно Wall Street Journal при снижении издержек производства 13 крупных производителей добыча каждого барреля нефти в Саудовской Аравии может стоить $8,98 - чуть меньше, чем в Иране ($9,08). Для сравнения, стоимость одного барреля при сланцевой нефтедобыче в США составляет $23,35.

Это включает налоги, чистые производственные издержки, административные расходы и капитальные расходы. Когда речь идет о себестоимости производства, Саудовская Аравия фактически отстает от Ирака, Ирана и России, но в других областях, налогах например, она имеет преимущество почти перед всеми остальными, так как ее добыча нефти не облагается налогом.

Налоги в процессе сланцевой нефтедобычи должны приносить $6,42 за баррель, у несланцевых производителей – $5,03 за баррель. Российские производители должны платить $8,44 в государственный бюджет на каждый добытый баррель.

Таким образом, на основе этих прошлогодних показателей Саудовская Аравия имеет значительное преимущество по сравнению с основными конкурентами: нефть находится на поверхности, погода не столь сурова, как в Сибири, и Aramco не платит налоги. Однако, несмотря на это, многие эксперты возлагают свои надежды на будущее именно сланцевой отрасли.

В одной июльской статье в 2016 г. Financial Times привела прогноз Wood Mackenzie, что в конечном счете около 60% экономически жизнеспособной нефти с ценами на уровне $60 за баррель залегает в сланцевых пластах США, а не в пустынных районах Саудовской Аравии. Аналитики в один голос восхваляют сланцевую промышленность за достижения в области снижения затрат и повышения эффективности, хотя последнее является довольно спорным моментом.

Так, Саудовская Аравия выкачивает почти самую дешевую нефть в мире, но МВФ прогнозирует, что королевству потребуются цены на нефть в $83 за баррель, чтобы сбалансировать свой нефтезависимый бюджет. В этом году на нефть придется 69% доходов бюджета, или $128 млрд, что на 46% выше по сравнению с 2016 г. Общий доход Саудовской Аравии в 2017 г. прогнозируется на уровне $184,5 млрд, в то время как общий объем расходов должен подняться до $237,3 млрд.

В отличие от Aramco, сланцевые производители не являются государственными структурами. Они могут сохранять свои прибыли для себя, что является сильным стимулом для погони за более высокой доходностью при более низких затратах. Это уже приносит свои плоды: Geological Survey пересматривает запасы углеводородов и уже пересмотрела в сторону повышения две прежние оценки в отношении бассейна Wolfcamp в Перми и бассейна на побережье Мексиканского залива, и все благодаря технологическим достижениям, которые позволяют извлекать больше нефти и газа.

 

Источник: Вести.Экономика