Три года прошло с тех пор, как стоимость нефти начала резкий спад, и нефтепромышленники и инвесторы, наконец, свыклись с мыслью о низком уровне цены на нефть, который останется таковым на протяжении продолжительного, возможно, завершающего периода кризиса в секторе. Стоимость барреля нефти Brent, международного показателя, в понедельник снизилась на 59 процентов по сравнению с максимальной ценой 115,06 доллара за баррель, которая была достигнута три года назад. Стоимость нефти West Texas Intermediate, американского ориентира, также оказалась на 59 процентов ниже максимального показателя в 107,26 долларов за баррель.

Резкий спад вызвал снижение прибыли нефтяных компаний, рецессию в странах от России до Венесуэлы и сокращение сотрудников, занятых в нефтяной промышленности по всему миру.

Но сейчас нефтедобывающие страны, инвесторы и ведущие нефтяные компании приспосабливаются к миру, в котором за равновесие принята цена барреля в 50-60 долларов. У индустрии не было другого выбора, кроме как принять новый порядок после того, как у Организации стран-экспортёров нефти (ОПЕК) и других крупных производителей не получилось поднять уровень цен, снизив производство. Последний раз этот вопрос обсуждался в конце мая.

Производители снизили цену, стали использовать более доходные ресурсы и больше не вкладывают деньги в развитие дорогостоящих проектов на территории Арктики и ей подобных мест. Способность производителей получать прибыль в условиях низкой стоимости нефти успокоила инвесторов, и они опять начали финансировать новые проекты, хотя не прекращаются споры по поводу возможного кризиса предложения в дальнейшем.

«Низкая цена на долгое время – это новая мантра в индустрии, — говорит вице-президент компании IHS Markit и эксперт по нефтяному рынку Дэниел Ергин. – Люди подстраиваются под новый уровень цены, и большинство из них считает цену в 50-60 долларов за баррель приемлемой».

Конечно, этот новый уровень не устраивает некоторые страны и компании, особенно из сферы услуг, которые продолжают бороться за выживание. Венесуэлла и её зависимая от нефти экономика пережили крах, а другие страны, к примеру, Ирак, до сих пор испытывают экономические трудности.

Накануне стоимость нефти опустилась ниже: цена Brent снизилась на 1 процент и достигла 46,91 доллара за баррель, а стоимость американского сырья сократилась на 1,2 процента до 44,20 доллара за баррель.

Но для других новый уровень цен стал утешением после совпадения «сланцевой революции» в США и продолжения добычи нефти Саудовской Аравией при самой низкой за десятилетие цене, которая в начале прошлого года не доходила до 30 долларов.

Эти американские нефтедобывающие компании сделали первый шаг к принятию низкой цены. Чтобы удержаться на плаву, многим производителям была необходима стоимость нефти в 80-85 долларов за баррель.

По информации исследующей нефтегазовый бизнес компании Rystad Energy, сланцевые производители в некоторых сферах могут вести безубыточную деятельность при цене в 50-60 долларов за баррель. Существует несколько компаний, которые получают прибыль со своих скважин при стоимости нефти в 40 долларов за баррель.

Когда цены на нефть начали падать, глава Parsley Energy Inc. Брайан Шеффилд стал сомневаться, что его техасская компания Austin справится с кризисом.

«В первый год я не был уверен в том, что компания выживет. Стоимость наших акций всего за три дня упала с 17 до 11 долларов», — рассказал он о снижении стоимости акций в 2014 году.

По данным Haynes & Boone LLP, с начала 2015 года в США 105 производителей и 120 нефтепромысловых обслуживающих компаний объявили о банкротстве. При обычных условиях в год о банкротстве заявляют 1-2 производителя нефти и газа, обанкротившихся маленьких обслуживающих компаний немногим больше.

Сланцевые производители добились результатов, разрабатывая лучшие свои площади и внедряя технические усовершенствования наподобие огромных скважин с большим количеством песка, чтобы компенсировать затраты за счёт масштабов.

Компания Parsley несколько раз продавала акции с целью привлечь средства, улучшая этим своё положение, и делала приобретения в бассейне Permian – крупном месторождении на западе Техаса, где производители получают прибыль даже при низких ценах на нефть.

Сейчас Шеффилд уверен, что Parsley продолжит развиваться, даже если стоимость нефти опустится до 40 долларов за баррель.

Крупные производители нефти также готовятся пережить период низких цен.

Компании Chevron Corp, Royal Dutch Shell, Exxon Mobil и BP заявили, что их прибыль при стоимости нефти в 60 долларов за баррель позволит покрыть затраты и осуществить акционерные выплаты в этом году, а инвесторы обеспокоены безопасностью дивидендов. При цене в 50 долларов за баррель ситуация усложняется. Но компании намерены обойтись своими средствами даже при этой цене.

В первом квартале 2017 года прибыль многих крупных нефтяных компаний оказалась выше по сравнению с прошлым годом, и инвестиции вновь возвращаются, в то время как принятие мер по сокращению объёмов добычи начинает давать результат.

Компания BP в последнее десятилетие сокращала производство после разлива нефти в Мексиканском заливе в 2010 году и на фоне понижения цены на нефть, но, несмотря на низкую стоимость нефти, британская компания готовится к периоду уверенного роста. К 2020 году BP планирует дополнительно производить 800 тысяч баррелей нефти в сутки за счёт новых месторождений. На прошлой неделе BP объявила о планах потратить 6 миллиардов долларов совместно с партнёрами из Reliance Industries на организацию оффшорной добычи газа в Индии.

«Бизнес работает на полную мощность», — рассказал генеральный директор BP Роберт Дадли на ежегодной встрече с инвесторами компании, которая прошла в прошлом месяце.

Другие компании также проявляют активность. В прошлую пятницу Exxon и партнёры объявили о проекте по разработке одного из крупнейших обнаруженных за последнее десятилетие месторождений, оно находится на берегу Гайаны. Проект оценён в 4,4 миллиарда долларов.

Акции Shell и Exxon продаются по такой же (или чуть меньшей) цене, как в 2011-2014 годах, когда стоимость нефти была выше 100 долларов за баррель. Таким образом, инвесторы разделяют уверенность в том, что нефтяные компании справятся с низкой ценой. Компании ограничивают в деньгах поставщиков и подрядчиков, сокращают менее прибыльные проекты и отказываются от расточительства.

За три года изменилось многое.

В 2013 году министр нефти Саудовской Аравии Али аль-Наими назвал 100 долларов за баррель «разумной ценой»  для потребителей и производителей. Некоторые аналитики утверждают, что сейчас многие нефтепромышленники  даже видеть вновь эту цену не хотят. Так происходит, потому что высокая стоимость нефти привела к буму инвестиций, который вызвал перенасыщение рынка и его обвал.

В Ираке когда-то процветающий благодаря нефти город Басра сейчас испещрён незавершёнными конструкциями нефтяных проектов и дорогами, которые ведут в никуда – развитие приостановилось с падением цены на нефть. Ожидалось, что население города Пис Ривер в канадской провинции Альберта увеличится в два раза в связи с постройкой завода Shell, но проект не был осуществлён.

Дешёвая нефть также помогает экономикам главных её потребителей, среди которых США и Европа. Американские автомобилисты в марте преодолели рекордное количество километров, согласно информации Federal Reserve Bank of St. Louis.

«Стоимость нефти в 50-60 долларов за баррель выгодна и потребителям, и производителям», — рассказывает управляющий энергетическими активами Tortoise Capital Advisors Роберт Туммель.

Пока цены находятся ниже этого уровня (отчасти из-за того, что производители адаптировались к стоимости), приблизительно на таком же уровне они находились в течение года, и аналитики считают, что тенденция продолжится.

За последний год аналитики неуклонно понижают предполагаемую цену нефти. В майском исследовании The Wall Street Journal аналитики спрогнозировали среднюю цену Brent в следующем году в 59 долларов за баррель, хотя в сделанном в прошлом году прогнозе фигурирует цена в 68 долларов за баррель. Сейчас стоимость нефти Brent в 2019 году аналитики оценивают в 60 долларов за баррель, а в прошлом мае прогнозировали  цену в 76 долларов за баррель.

Ключевой фактор – это способность сланцевых производителей к адаптации. Как только цена повысится, они могут увеличить предложение, вновь снизить цену и вернуть её на прежний уровень.

Также нефтяная промышленность может совершить ошибку, и цены всё ещё могут упасть. Снижение темпов развития в Китае, который является вторым крупнейшим потребителем нефти, может отразиться на спросе. Что же касается предложения, ОПЕК и другие производители могут нарушить ограничение на добычу нефти.

Но нефтяная промышленность чувствует себя лучше. Генеральный директор BP Роберт Дадли рассказал, что настроение участников нефтегазовой конференции CERAWeek в техасском Хьюстоне было хорошим: «Не помню, чтобы в прошлом году кто-нибудь над чем-нибудь смеялся. Видимо, мы достигли равновесия».

 

Источник: MixedNews