Разрыв в зарплате чернокожих и белых работников в США не является чем-то новым. Тем не менее, спустя 53 года после того как Закон о гражданских правах запретил дискриминацию, исследования Федерального резервного банка Сан-Франциско показали, что разрыв в заработной плате между представителями разных рас за последние годы увеличился. В исследовании также подчеркивается и то, что увеличение разрыва в заработной плате между чернокожими и белыми работниками становится все труднее объяснить. Это означает, что диспропорция в доходах, которые никак не связаны с определенным местом, образованием, часами работы, типом работы или возрастом, растет.
В 1979 году среднестатистический чернокожий США зарабатывал около 80% от почасовой зарплаты среднестатистического белого работника. К 2016 году – около 70%. Среди женщин в 1979 году среднестатистическая чернокожая работница зарабатывала 95% от зарплаты белой женщины, в прошлом году эта цифра упала до 82%.
Если, согласно экономической теории, зарплата является отражением производительности, этот разрыв следует объяснять «обозримыми» факторами, такими как возраст, образование и тип работы. Сюда же можно отнести географическое положение и неполный рабочий день. Однако исследователи ФРС Сан-Франциско решили оценить, насколько этот пробел обусловлен именно этими факторами, а не более жесткими мерами: институты, исторические нормы оплаты труда, дискриминация и государственная политика, такая как минимальная заработная плата.
В приведенных ниже графиках черная линия отображает ежегодный разрыв в заработке, а столбцы выделяют факторы, которыми он обусловлен. Красная полоса показывает «необъяснимый» разрыв.
Хотя образование, сфера производства и профессия объясняют основную часть разрыва, исследователи не смогли объяснить причину довольно значимой части разрывов. Вот, что они заявили в недавно опубликованной статье: «Возможно, более тревожным является тот факт, что рост этой необъяснимой части объясняет почти весь рост разрыва с течением времени. Например, в 1979 году около 8 п.п. разрыва в доходах мужчин было трудно объяснить с помощью факторов легко поддающихся измерению, на которые приходится более трети разрыва. К 2016 году эта доля выросла почти до 13 п.п. Аналогичная картина наблюдается и в случае с чернокожими работницами».
В случае с женщинами модель еще более запутанна. Некий «необъяснимый» фактор внезапно начинает влиять на расширение разрыва в оплате труда между черными и белыми женщинами, начиная с середины 1980-х годов.
Это исследование основывается на более углубленном исследовании ФРС, опубликованном в июне. В этой статье также было выявлено, что измеряемые факторы не могут объяснить рост разрыва в оплате труда. Для сравнения, разрыв в зарплате между латиноамериканскими и белыми рабочими заметно меньше и в основном объясняется различными уровнями образования.
Поэтому самый важный вопрос заключается в том, насколько большая часть этого «необъяснимого» разрыва между чернокожими работниками приходится на дискриминацию? Если вкратце: возможно, большая часть. Авторы исследования ФРС Сан-Франциско заключают, что их исследования «подразумевают, что факторы, которые сложнее измерить, такие как дискриминация, различия в качестве образования или карьерного роста, скорее всего, будут играть роль в сохранении и расширении этого разрыва со временем».
Исследование ФРС предупреждает, что некоторые выводы могут быть вызваны неточными данными, которые измеряют такие вещи, как разрыв в навыках различных рас. Исследователи также заявляют, что они, возможно, «уделяют чрезмерное внимание» недискриминационным факторам, включая, например, образование. Различия в расходах на образование, профессионализме учителей и связанных с ними факторах также сталкиваются с проблемами дискриминации. Фактически, дополнительные исследования ФРС Сан-Франциско показали, что чернокожие работники, имеющие степень бакалавра столкнулись с разрывом в доходах со своими белыми коллегами, который стал больше, чем для выпускников средних школ.
Другим объяснением, по их мнению, является «личная и институциональная дискриминация». Тюремные сроки, которые имеют некоторые чернокожие работники и система уголовного правосудия, которая все еще придерживается идей расового неравенства, говорят о том, что дискриминация сохраняется.
В конечном счете, дискриминация - будь она обусловлена неким «необъяснимым» фактором или более структурной расовой предвзятостью, существующей в образовательных системах и в других местах - увеличивает неравенство в зарплате между чернокожими работниками. По словам исследователей, этот разрыв со временем не только не сгладится, но еще и усугубится.
Источник: vestifinance.ru