Представители правительств Евросоюза и Европарламент достигли предварительного соглашения по вопросу о внесении изменений в европейскую газовую директиву.
Аналитики Interfax Natural Gas Insight проанализировали последнюю версию соглашения и выделили основные моменты законопроекта, который позволит применить единые правила европейского законодательства в области энергетики ко всем газопроводам, по которым топливо поставляется в ЕС из третьих стран, включая Россию.
С одной стороны, Германия получает больший контроль в том, что касается применения директивы в отношении "Северного потока - 2", поскольку именно на территорию этой страны приходит этот газопровод. Власти Германии особенно настаивали на этой поправке, которая позволяет избежать вмешательства других стран в работу газопровода (в первую очередь это касается Дании).
С другой стороны, документ также предусматривает увеличение полномочий Европейской комиссии. В частности, в предварительном соглашении содержится пункт, что страна-член ЕС должна уведомить Еврокомиссию о намерении вступить с третьей стороной в переговоры об "изменении, продлении, возобновлении или прекращении" контракта о газопроводе.
Еврокомиссия сможет отказаться одобрить переговоры, если сочтет, что новое соглашение не соответствует законодательству ЕС, либо негативно сказывается на конкуренции или безопасности поставок.
Между тем директива касается не только "Северного потока - 2". Она затронет как существующие газопроводы, идущие в Европу из Северной Африки, так и новые проекты, включая газопровод EastMed из Израиля. На горизонте также маячит вопрос, что будет с газопроводами из Великобритании после Brexit.
Аналитики отмечают, что многим из этих газопроводов Еврокомиссия предоставит исключения, руководствуясь соображениями безопасности поставок.
Россия внимательно следит за развитием событий, но пока воздерживается от комментариев. По словам главы министерства энергетики РФ Александра Новака, "сейчас преждевременно комментировать газовые директивы". "Надо сначала изучить документ", - добавил он.
Россия вполне может согласиться на новые условия, полагают эксперты Interfax Natural Gas Insight. Альтернативным вариантом может стать обращение с жалобой во Всемирную торговую организацию (ВТО), что Москва уже делала раньше с переменным успехом.
Законопроект основывается на правилах ЕС, которые не позволяют поставщикам газа контролировать транспортировку и требуют обеспечения третьим сторонам доступа к газопроводам. Между тем уровень заинтересованности "НОВАТЭКа" и "Роснефти" в получении доступа к мощностям "Северного потока - 2" в случае ослабления монополии "Газпрома" на экспорт газа пока непонятен.
Киев, скорее всего, по-прежнему будет негативно настроен к "Северному потоку - 2", даже если он подпадет под действие законов ЕС, поскольку газопровод неизбежно возьмет на себя значительную часть транзита газа, в настоящее время проходящего через территорию Украины.
В настоящее время Еврокомиссия старается содействовать заключению нового соглашения о транзите российского газа в Европу через Украину взамен действующего, срок которого истекает в конце 2019 года. Поправки в газовую директиву ЕС укрепят позиции Еврокомиссии в этом процессе.
На следующей неделе достигнутое во вторник соглашение должны рассмотреть дипломаты стран ЕС. Поддержка с их стороны открыла бы путь к финальному утверждению на уровне правительств ЕС и Европарламента, которое обычно носит формальный характер после достижения основных договоренностей. Несмотря на это, власти ЕС наверняка постараются завершить согласование к европейским выборам, которые состоятся в мае, так что действовать европейским властям придется быстро.
Газопровод "Северный поток - 2" пройдет по Балтийскому морю, соединив поставщиков в России с потребителями в Европе, его протяженность - более 1,2 тыс. км. Пропускная способность составит 55 млрд кубометров газа в год. Стоимость проекта оценивается почти в 10 млрд евро. "Газпром" начал строительство газопровода в прошлом году и намерен достроить его до конца текущего года.
Источник Интерфакс