Экибастузские мощности позволяют наладить поставки электроэнергии не только в Россию, но и в Кыргызстан.
В конце апреля министр энергетики Канат Бозумбаев заявил о намерении Казахстана продавать электричество странам ЕАЭС. Немногим ранее в стране снова стали обсуждать перспективы строительства атомной электростанции. Общественность пыталась скрестить между собой два этих события.
Но, как выясняется, и без АЭС энергетические мощности позволяют не только закрывать собственные потребности в электричестве, но и продавать его за пределы страны. Об этом и многом другом в эксклюзивном интервью медиапорталу 365info рассказал директор департамента реализации госполитики в области электроэнергетики Министерства энергетики Кайрат Рахимов.
Есть предложение, будет и спрос
— Кайрат Болатович, у нас действительно есть излишки электроэнергии?
— Да. В 2018 году выработка составила 106,8 млрд кВт/ч, что на 4,3% выше показателей 2017 года. Если говорить о потреблении, в 2018 году оно было ниже генерации из-за экспорта порядка 4,8 млрд кВт/ч в РФ. То есть генерировали больше, чем потребляли, что и позволяет экспортировать электроэнергию.
— Мы экспортируем с какого года?
— С 2016 года уже точно экспорт шел в Россию. За 3 года было экспортировано порядка 13,8 млрд кВт/ч.
— Мы продаем электроэнергию по какой-то льготной стоимости, или это рыночные цены, которые выгодны нам с экономической точки зрения?
— Чтобы вы понимали, электроэнергию производят частные организации. Они сами ищут контрпартнеров и строят с ними договорные отношения. Чтобы при этом не было ущемления прав казахстанских потребителей, в 2017 году мы внесли норму в законодательство об электроэнергетике.
Согласно этой норме стоимость экспортируемой электроэнергии не должна быть ниже себестоимости ее производства
Есть определенные случаи, также отраженные в законодательстве, что при наличии профицита наши субъекты имеют право экспортировать электроэнергию.
— За счет каких мощностей нам удается производить больше, чем потреблять?
— В основном это экибастузские электростанции на севере страны. Они имеют резервы, за счет них и идет экспорт.
— А в каком состоянии находятся эти мощности ? Они модернизированы до работы в полную силу?
— На полную мощь они не работают, но модернизированы благодаря правительственной программе, реализованной с 2009 по 2015 годы. Проведены капитальный ремонт и реконструкция. Это и позволило нарастить определенные мощности. И эта работа собственниками продолжается, планируют расширяться.
Юг обеспечен электричеством
— Что касается экспорта в страны ЕАЭС, о каких идет речь? Это наш ответ на их спрос или наше самостоятельное предложение?
— Ввиду того, что у нас профицит, субъекты ищут рынки сбыта в сопредельные государства. Почему в СМИ прошла такая новость? Вероятнее всего, потому что
в ближайшее время будет подписан договор о создании общего рынка электроэнергии
Мы снимаем барьеры. Это позволит нашим производителям продавать ее участникам евразийского рынка.
— Какие страны реально нуждаются в нашей электроэнергии?
— Мы прорабатываем вопрос с кыргызской стороной, потому что их электроэнергетика, завязанная на гидроэлектростанциях, зависит от воды. По ожиданиям, в этом году будет дефицит водных ресурсов, и это потребует возмещения из других источников. В том числе со стороны Казахстана.
— В 2017 году президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев грозил отключить южных казахстанцев от электричества на Новый год. Это было тяжелое время для двух президентов, которые часто обменивались колкостями. То есть раньше мы зависели от Кыргызстана, теперь ситуация повернулась в другую сторону?
— Не припоминаю этот случай. Но хочу уточнить, что у нас все энергетические мощности расположены в основном на севере.
Мощности, расположенные в Южном Казахстане, в полной мере не могут покрыть его потребности
Учитывая, что у нас развита энергетическая система, есть связи по линиям электропередачи, все необходимые мощности, которые не производятся на юге страны, идут перетоком со стороны Северного Казахстана.
Профицит энергии до 2025 года
— Тянуть электричество с севера на юг — разве это не дорогое удовольствие? Не дешевле было бы на самом юге построить энергопроизводящие мощности?
— В Северном Казахстане электростанции работают на угле, то есть на топливе, расположенном близко к энергоисточнику.
На юге нет больших запасов энергетического угля, что не позволяет использовать его при строительстве станций
Поэтому даже с учетом транзита из северных источников на юг цены незначительны. Дешевая северная электроэнергия, включая транспортировку, дает южным потребителям доступную по цене электроэнергию.
— Я верно понимаю, что ее запасов у нас столько, что можно спокойно закрыть потребности юга и еще экспортировать в Кыргызстан?
— Совершенно верно. В прошлом году был запущен проект, который реализовывался со стороны системного оператора. Это третья ветка от северных станций через Восточный Казахстан на алматинский регион — линия в 500 кВ. Что позволило увеличить транзит до 2100 МВт от северных источников.
— У нас остались еще регионы в стране, которые испытывают дефицит электричества?
— Дефицита нет. Потребности всех регионов покрываются за счет собственных энергоисточников.
— Недавно снова возник вопрос строительства в Казахстане АЭС. Зачем, если в стране и так профицит электроэнергии?
— По атомной энергетике комментировать не могу, это функция другого подразделения.
Но в целом скажу, что у нас 14 января 2019 года сформирован прогнозный баланс до 2025 года
Согласно этому документу, разработанному специализированной организацией, прогнозируется профицит мощностей.
— Это даже с учетом строительства новых производств и возведения жилья, то есть роста потребления?
— Да, конечно. Прогнозный баланс и формируется с учетом роста промышленного сектора, который у нас занимает львиную долю потребления. Также закладывается резерв порядка 2 тыс. МВт. С учетом всего этого у нас где-то 1 тыс. МВт — избыток мощностей до 2025 года.
Источник 365info.kz