Поставки на европейский рынок стали невыгодными из-за резкого падения цены на этот вид топлива.
Экспорт казахстанского угля в Европу стал невыгодным. Об этом в ходе вебинара рассказал обозреватель российского угольного рынка Argus Media Юрий Онышкив. Согласно данным аналитика, из-за падения цены на энергетический уголь в ЕС его поставка туда для казахстанских предприятий стала убыточной в марте с учетом производственных и транспортных затрат. Из-за этого один из угольных экспортеров из Казахстана резко снизил свои объемы поставок через Прибалтику в апреле и прекратил их в мае.
По сведениям Argus, в апреле цены на энергетический уголь достигли минимумов за последние 32 месяца в Европе и 23 месяца в Азии. Позже был отмечен некоторый отскок, однако в целом они остаются на низких уровнях. В результате упали цены на российский уголь, который активно поставлялся в оба направления через балтийские и дальневосточные порты. В апреле цена за тонну угля в ЕС фиксировалась ниже 52 долларов за тонну, хотя только в ноябре она достигала 91 доллара за тонну. В Азии падение угольных цен не было столь резким, поэтому ценовая разница между портами двух направлений в мае превысила 26 долларов.
Цены на энергетический уголь в ЕС упали ниже 60 долларов за тонну из-за нескольких факторов. Во-первых, на европейских складах накопились большие запасы и сложился профицит этого вида топлива. Кроме того, цены на газ на спотовом рынке достигли пятилетних минимумов, что стимулировало газовую генерацию. Вместе с тем давление на угольную цену и спрос оказали ветряные ВИЭ, которые производят все больше электроэнергии в Европе. В итоге сжигание угля в Испании, Германии, Франции и Великобритании снизилось с начала года. Также на угольную цену повлияли сезонный фактор и сокращение потребления энергии после окончания зимы на континенте. Ожидается, что слабый ценовой уровень для угля в ЕС сохранится летом из-за минимальных цен на газ, однако к концу года он может вырасти.
Напомним, до этого казахстанские производители угля, такие как «Каражыра», «Шубарколь Комир» и «Майкубен», традиционно поставляли уголь в Европу, поскольку это направление на российской железной дороге является менее загруженным, в то время как дальневосточные коридор и порты часто бывают заперты российскими угольщиками. Хотя у «Шубарколь Комир» продукция ранее активно продавалась и в азиатских странах. В то же время недавно экспорт угля через Украину в ЕС несколько осложнился необходимостью получения спецразрешения на его транзитную перевозку у Минэкономразвития РФ.
Недавно стало известно, что 11 июня в Комитете по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Министерства национальной экономики пройдут публичные слушания по заявке «КТЖ – Грузовые перевозки» о предстоящем с 1 июля 2019 года повышении цен на услуги по перевозке грузов железнодорожным транспортом и локомотивной тяги. С учетом падения цен на уголь в Европе и Азии ежегодное повышение железнодорожных тарифов может сделать экспорт казахстанского угля еще более нерентабельным, а значит, и сама «КТЖ» не сможет дополнительно заработать на его перевозке.
Как закрытие европейского экспорта для угольщиков из-за цены может отразиться на внутреннем рынке угля в Казахстане, сложно предсказать. Очевидно, что возможно падение добычи внутри страны. С другой стороны, если угольщики не смогут заработать на премиальном экспорте в ЕС, где цены значительно выше внутренних, то они могут компенсировать потери на внешних рынках за счет отечественного сегмента.
Данияр Сериков, Inbusiness.kz