После выборов президента – крайне важного политического события – на первое место выходит ключевой экономический вопрос. Пришло время ускорить структурные реформы, которые пробуксовывали в последние годы, считает известный экономист Мурат Темирханов

Серьезные негативные тенденции в экономике

Несмотря на сравнительно неплохой рост ВВП в Казахстане последние пару лет, больше половины прироста прямо или косвенно приходится на сырьевую экономику, включая транспортировку, первичную переработку, и торговлю сырьем. Росту сырьевой экономики способствуют благоприятные цены на нефть и металлы, а также рост их добычи, что, в свою очередь, дает толчок к подъёму в смежных и других отраслях экономики.

При этом существует парадоксальная ситуация, когда на фоне благоприятных внешних условий и значительных усилий правительства в Казахстане не наблюдается прогресса в диверсификации экономики:

- нет опережающего роста несырьевого сектора;

- частный бизнес (прежде всего МСБ) не развивается;

- импортозамещение не работает, а несырьевой экспорт растет очень слабыми темпами и ухудшается его технологическая сложность;

- финансовая система страны (банки, фондовый рынок, страховые компании) играет все меньшую роль в развитии экономики.

Это далеко не полный список проблем.

В ноябре прошлого года Всемирный банк опубликовал (в том числе на русском языке) исследование для Казахстана «Преодоление стагнации производительности». В своем исследовании ВБ говорит, если Казахстан хочет двигаться в направлении 30 развитых стран, то нужно принципиально менять экономическую модель развития страны путем осуществления кардинальных структурных реформ. Напомню, что структурные реформы – это экономические, политические, административные и другие государственные меры, чтобы сделать экономику диверсифицированной и конкурентоспособной.

ВБ также видит в экономике Казахстана серьезные негативные тенденции. Прежде всего это касается снижения темпов роста производительности в экономике страны. Согласно расчетам ВБ, темпы роста производительности в РК устойчиво снижались на протяжении последних двадцати лет. При этом эксперты отмечают, что именно рост производительности является главным двигателем устойчивого долгосрочного роста в Казахстане.

Отсутствие структурных реформ привело к экономическому застою 

В целом можно сказать, что с экономической точки зрения текущая ситуация в Казахстане стабильна. Пускай не качественный, но рост экономики есть. Значительная сумма нефтедолларов, накопленная в Нацфонде, дает достаточный комфорт и уверенность в том, что любые внешние шоки (прежде всего это касается резкого падения цен на нефть) не позволят снизить благосостояние населения в ближайшем будущем. Однако уже на средне- и долгосрочном горизонте такой уверенности нет, поскольку текущая экономическая модель развития не поддерживает рост благосостояния населения при длительном падении цен на нефть.

Несмотря на все предпринимаемые меры, в экономике Казахстана присутствуют классические признаки знаменитой «голландской болезни». В годы благоприятных цен на нефть, включая последние пару лет, никаких серьезных структурных изменений в экономике не происходило, и её диверсификация и конкурентоспособность не росла.

 

С другой стороны, любые серьезные структурные реформы, призванные улучшить уровень жизни населения в долгосрочном плане, очень часто на определённый период времени приводят к экономической нестабильности и снижению благосостояния граждан. По всей видимости, с целью сохранения стабильности власти решили пожертвовать серьезными реформами, что сделало в экономике Казахстана слово «стабильность» синонимом слова «застой».

Во всем виновато ресурсное проклятие

«Ресурсное проклятие» (resource curse) - это явление в экономике, связанное с тем, что страны, обладающие значительными природными ресурсами, в большинстве своем имеют значительно менее развитую несырьевую экономику, нежели страны, у которых ресурсов мало или нет вообще.

Одной из важнейших сторон ресурсного проклятия является отсутствие у властей мотивации и реальной необходимости диверсификации экономики и развития частного предпринимательства. Это связано с тем, что сырьевые доходы позволяют поддерживать достаточно высокий уровень благосостояния всего населения при всех серьезных недостатках государственного строя и устройства экономики (структурные проблемы, застой или упадок несырьевой части экономики).

Исследователи ресурсного проклятия отмечают, что «легкие» сырьевые деньги развращают правительства многих стран. Вместо рыночных подходов по управлению экономикой применяются командно-административные методы, которые характеризуются:

 - раздутым государственным аппаратом и его активным вмешательством в рыночные отношения;

- жестким централизмом распределения сырьевых денег;

- государственной собственностью крупнейших и ключевых компаний страны;

- использованием «ручных» методов управления экономикой;

- господством государственной бюрократии, регулирования и контроля;

- высоким уровнем коррупции и низким уровнем верховенства закона;

- ограниченными экономическими и политическими свободами.

Все эти характеристики можно объединить одним термином – государственный капитализм. Зарубежные исследования показывают, что при таком государственном строе и при наличии легко заработанных нефтедолларов власти позволяют себе принимать решения, которые идут на пользу не всему обществу, а отдельным элитным группам и самим чиновникам. Госуправленцы могут позволить себе грандиозные ошибки (а иногда злоупотребления), которые никак не сказываются на их карьере. Это связано с тем, что у стран, богатых природными ресурсами, накоплены солидные сырьевые заначки (аналоги нашего Нацфонда), что позволяет делать неверные шаги, не снижая уровня благосостояния народа.

Однако одна из крупнейших проблем, связанная с ресурсным проклятием и госкапитализмом, заключается в том, что в такой системе чахнет предпринимательство и частный бизнес.

Фундаментальные проблемы развития частного сектора

Одной из таких фундаментальных проблем является непропорционально высокая доля и роль государства в экономике Казахстана.

Источник forbes.kz