По итогам 5 месяцев добыча нефти в Казахстане снизилась на 3,1%. Апрельский месячный объем добычи оказался на минимуме с февраля 2017 года. Но власти уверяют: ничего страшного не происходит.
Снижение отмечается и по итогам пяти месяцев. В январе-мае 2019 года с месторождений было выкачано 36,5 млн тонн «черного золота». Это почти на 1,2 млн тонн (3,1%) меньше, чем за аналогичный период предыдущего года.
Удар по индексу
Это не могло не сказаться на общих показателях промышленности. В целом по Казахстану индекс промышленного производства (ИПП) по итогам 5 месяцев составил 102%. Это значит, что совокупный объем производства в январе-мае 2019 года на 2% выше, чем в январе-мае 2018. И это немного.
Например, по итогам 2018 года ИПП составлял 104,1%
Снижение промышленного производства отмечается в 6 регионах республики — Кызылординской, Павлодарской, Западно-Казахстанской, Атырауской, Карагандинской и Мангистауской областях. В трех из них – Кызылординской, Атырауской и Мангыстауской – ИПП упал из-за снижения добычи сырой нефти. В ЗКО причиной стало снижение добычи газового конденсата. Показатели Павлодарской области сократились в том числе и из-за снижения нефтепереработки – упало производство бензина и дизельного топлива.
Это временно
Впрочем, все снижения показателей носят временный характер. Об этом заявил министр энергетики Канат Бозумбаев.
«Снижение добычи нефти к аналогичному периоду 2018 года связано с плановым ремонтом на Кашагане. Фактическая продолжительность ремонта составила 35 вместо запланированных 45 дней. Так, с 14 апреля по 19 мая производство было полностью остановлено. Ремонт на Кашагане завершен с опережением сроков на 10 дней. Текущий уровень добычи нефти на Кашагане вышел на уровень 300 тыс. баррелей в сутки», – сказал министр.
Несмотря на то что сейчас уровень добычи ниже, чем в 2018 году, ничего страшного в этом нет.
По словам министра, так и было запланировано
«Добыча нефти по трем крупным проектам составила 21,7 млн тонн. На месторождении Кашаган – 4,24 млн тонн, или 84,9% к аналогичному периоду 2018 года. Но это на 5,4% выше плана нынешнего года», – уточнил глава минэнерго.
Аналогичная картина и на Карачаганаке: добыча выше плана (+1,8%), но меньше, чем в 2018 году (-4,5%). Что касается Тенгиза, тут показатели отстают от плана, но не критично – 0,3%.
Куда уходит нефть?
Между тем меняется карта экспорта казахстанской нефти. По данным Комитета по статистике, в апреле за рубеж было продано около 6,6 млн тонн «черного золота» на общую сумму более $3 млрд. При этом прекратились поставки в Узбекистан, Иорданию, Литву и Малайзию, хотя они являлись достаточно крупными клиентами. В первом квартале они совокупно заплатили за казахстанскую нефть $343,3 млн.
При этом значительно увеличились продажи в США, Хорватию и Польшу. Если в январе-марте совокупный экспорт составил $35,2 млн, то в апреле – более $240 млн. Также выросли поставки в Румынию. Здесь апрельский показатель ($212,6 млн) немногим уступает совокупным продажам за предыдущие три месяца ($294,4 млн).
Главным рынком сбыта остается Италия. Только в апреле в эту страну было продано нефти на $788 млн – более четверти от общей выручки. Показатели Нидерландов, которые долгое время были вторым по величине потребителем казахстанской нефти, продолжают падать: в апреле страна с трудом вошла в десятку главных покупателей. Продолжает расти роль Кореи: за 4 месяца сюда продано нефти на $1 млрд – на 89% больше, чем в январе-апреле 2018. Более важными покупателями сейчас являются лишь две страны – Италия (2,9 млрд) и Франция (1,2 млрд).
Источник 365info.kz