Долгое время в стране отказывались от строительства четвертого нефтеперерабатывающего завода. В минэнерго утверждали, что постройка нового НПЗ экономически нерентабельна. Однако все сомнения «сдуло» политическим решением Нурсултана Назарбаева. Заводу быть. Точка.
К лету 2019 года в РК возник профицит по высокооктановому бензину. Пошли даже разговоры о возобновлении экспорта — излишки будут поставлять в Кыргызстан. Вопрос о целесообразности нового нефтезавода снова повис в воздухе.
Апогей бардака
Буквально несколько лет назад министерство энергетики РК заявляло, что мощностей трех НПЗ — в Атырау, Павлодаре и Шымкенте — хватит на всю страну. Приводились убедительные цифры и расчеты.
Но несмотря на бодрые рапорты, Казахстан ежегодно сталкивался с дефицитом ГСМ.
Как только очередной НПЗ вставал на «технический перерыв», автолюбители начинали «захлебываться» от нехватки бензина
На АЗС выстраивались очереди, а цены на горюче-смазочные материалы взлетали до небес. Отечественные экономисты и ответственные ведомства списывали повышение стоимости всех товаров на перманентные топливные коллапсы.
В такие периоды, как правило они выпадали на уборку урожая, министерство энергетики и региональные акиматы напоминали штабы боевых частей. Распределить, наказать, доставить. Появился даже термин — «социальный бензин». Именно на него установили фиксированную цену.
Апогеем бардака стала почти одновременная модернизация всех казахстанских НПЗ.
Буквально сразу же республика попала в кабальную зависимость от поставок российского топлива
«Косорукость» модернизаторов привела к выходу из строя установки производства водорода на Павлодарском заводе. ПНХЗ моментально снизил выпуск дизельного топлива с 4 500 тонн до 600. Это привело к тому, что дизель стал дороже высокооктанового бензина.
И даже тогда министр энергетики Канат Бозумбаев настаивал на «экономической нецелесообразности» четвертого предприятия. Он предлагал дождаться окончания модификации НПЗ. К слову, глава минэнерго не лукавил — после всех работ суммарная мощность производителей топлива выросла на 16,4%.
Но раздался «гром с небес» — в дело вмешался Нурсултан Назарбаев и в ультимативной форме потребовал довести число НПЗ до четырех.
Сказано — сделано. Уже готово технико-экономическое обоснование, идет работа с потенциальными инвесторами из КНР, а минэнерго определяет место для строительства. По предварительным оценкам, новый НПЗ будет перерабатывать 6 млн тонн нефти.
Проект может обойтись в 2 млрд долларов
Бензина хватит на всех
После завершения ремонтных работ на трех нефтезаводах в Казахстане возник профицит по высокооктановому бензину.
Более того, цена на топливо была снижена сразу на несколько пунктов: АИ-92 — до 147,6 тенге за литр; АИ-95/96 — до 168,6; АИ-98 — до 185,9. В то же время стоимость дизтоплива выросла на 13,5%.
Опубликованные данные за первый квартал 2019 года говорят о полном перекрытии потребностей внутреннего рынка
Только за четыре месяца этого года в стране было произведено 1,2 млн тонн бензина и 1,6 млн тонн дизельного топлива. Наибольший объем пришелся на Павлодарский нефтехимический завод.
Суммарно отечественные производители обеспечили 98,2% спроса на бензин и 93,1% — на дизтопливо. Также значительно сократились импортные поставки — почти на 94% за год.
Такие успехи позволили вспомнить об экспортных возможностях. Уже в июле первые литры казахстанского топлива могут оказаться в Кыргызстане и Узбекистане.
Тем не менее в энергетическом ведомстве ситуацией недовольны. Дело в том, что радость потребителя «не радует» нефтяников.
Поставки на внутренний рынок становятся для них все менее привлекательными — спрос не растет, а излишки складируются на базах
К тому же, «северный маршрут», ведущий на российский рынок, пока законодательно закрыт.
Кстати, в минэнерго напомнили, что ценообразование на ГСМ не связано с котировками на нефть. Цена на внутреннем рынке формируется на основе котировок Argus.
Словом, складывается впечатление, что вопрос с четвертым НПЗ отложен до лучших времен.
Инерция модернизации
Казахстанский эксперт в нефтяной отрасли Олег Егоров считает, что инерции от модернизации трех НПЗ хватит года на три-четыре. Затем Казахстан столкнется со старыми проблемами.
«Весь вопрос упирается в качество производимой продукции. К примеру, Атырауский завод получает нефть с различных месторождений. Когда поток разных сортов идет в переработку, качество конечного продукта ухудшается.
Сера и парафин все равно остаются в топливе
То же самое происходит с Шымкентским заводом. На Павлодарском НПЗ качество бензина получше.
Когда речь идет о четвертом нефтезаводе, нужно помнить, что он будет строиться минимум четыре года. Что произойдет за это время? Три НПЗ снова «устареют»: один из них построен в 40-х годах прошлого века, два других — в 70-80-х», — полагает Егоров.
Также, по словам эксперта, не стоит забывать о месторождении Кашаган. Казахстанская доля нефтедобычи может пойти на новое нефтеперерабатывающее предприятие.
Тогда у проекта будет «светлое» будущее, он будет обеспечен однородным сырьем на долгие годы
«Четвертый завод нужен. Рассуждения о его рентабельности не совсем правильные. Была информация, что его будут строить в Костанае, затем в Балхаше, чуть позже в Актау. Но где инициаторы таких мест будут брать сырье?
Я думаю, что лучшее место — Атырауская область. Конкретнее — поселок Карабатан, где создается газохимический комплекс. Здесь лучшие условия для создания единого нефтехимического кластера в регионе», — уверен Олег Егоров.
Политическая воля
По мнению экономиста Айдархана Кусаинова, государственное решение о начале строительства очередного НПЗ говорит о вмешательстве в бизнес-процессы.
«Такие вопросы не должны обсуждать ни чиновники, ни депутаты. Однако у нас в стране привыкли делать именно так. Люди, которые не работают в бизнесе, начинают что-либо требовать», — считает Кусаинов.
Если инициатива идет не от инвестора, проект не имеет четкого коммерческого «просчета»
Значит, полагает экономист, решение о его реализации либо не реализации лежит в политической плоскости.
«Иногда политические решения бывают необходимы. Допустим, в области продовольственной безопасности. Но государство не должно принимать решение о строительстве мясокомбината или высадке моркови.
Государство выставляет высокие пошлины иностранцам, ввозящим мясо или морковку, либо выделяет субсидии своим фермерам. Это нормальная государственная политика. В Казахстане все наоборот», — сетует Кусаинов.
Тем временем появилась информация о начале работ в Карагандинской и Западно-Казахстанской областях.
Стало известно, что в ЗКО недалеко от поселка Алгабас уже строят нефтеперерабатывающий завод стоимостью в 420 миллионов долларов
Сюда вкладываются арабские шейхи — компания West Hydrocarbons Commerical Investment LLC. Проектная мощность — 750 000 тонн в год. «Прожект» уже стал объектом скандала. Строители, возводящие подсобные помещения, недовольны условиями труда. Возник конфликт между подрядными организациями.
В Карагандинской области также решили отхватить кусок бензинового пирога.
Сингапурские бизнесмены намерены запустить НПЗ стоимостью 300 миллиардов тенге
Планируется, что в год будет производиться один миллион тонн нефтепродуктов. Здесь будут выпускать бензин марки АИ-92, АИ-95, АИ-98. Кроме того, летнюю и зимнюю солярку, а также авиационное топливо Jet A-1.
Источник 365info.kz