Недавние Петербургский и Астанинский экономические форумы стали еще одним подтверждением реализации проекта по созданию «евразийской экономической платформы» в качестве противовеса «атлантическому клубу». Но если для России этот проект приобрел характер настоящего Армагеддона, то в Казахстане мы наблюдаем игру в Давос. Внешне форум выглядел «почти настоящим», но существенно отличался по содержанию и масштабу.

Показательно, что Петербургский экономический форум закончился громким скандалом. Как пишет российское издание «КоммерсантЪ», арест журналиста Ивана Голунова вытеснил из международной новостной повестки как итоги форума, так и беспрецедентно высокий уровень отношений между Россией и КНР, который пытались продемонстрировать всему миру два его главных участника — президент РФ Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин.

В результате сложилась картина — «Евразийская интеграция создается авторитарными политическими системами и ведет к попранию прав и свобод человека».

И это не абстрактный лозунг, который бьет по «маленькому человеку». В будущем он может ударить и по «маленькой стране», угодившей в жернова большой евразийской политики.

Таким образом, подрывается главная идея «евразийского альянса», который объясняет необходимость ревизии мирового порядка задачами по созданию коллективной международной системы, гарантирующей процветание и право на выбор всем ее членам.

Ревизия форумов

Задача по пересмотру миропорядка выглядит диковато в повестке Петербургского форума, который является по сути франшизой Всемирного экономического форума.

Проводимый в швейцарском Давосе экономический форум с момента своего появления в 1971 году считается оракулом того самого экономического порядка, который был установлен после Второй мировой войны, и принципы которого формировались обычно за закрытыми дверями в неприметных особняках. Появление Давоса в качестве масштабного светского мероприятия стало символом демократизации этого порядка, предполагая его модификацию при сохранении всех основ.

Именно поэтому советские представители оказались в Давосе лишь в 1987 году, когда в Советском Союзе начался демонтаж ключевых монополий — на внешнюю торговлю и на кредитно-финансовую сферу. И именно эти направления стали основными каналами глобализации стран бывшего СССР.

Таким образом, перенос франшизы Давоса в Санкт -Петербург был вполне логичен. Нелогичным оказалась лишь дата этого переноса. Задуманный еще в 1997 году ПМЭФ стал частью глобального Давоса в 2007 году. Именно в этом году Владимир Путин произнес речь в Мюнхене, где признал «однополярный мир несостоявшимся».

В своем выступлении российский лидер фактически обозначил границу противостояния с западным миром, но в политической области. В экономике и бизнесе интеграция развивалась на всех парах, не в последнюю очередь из-за смены власти в 2008 году и избрания президентом «либерала» Дмитрия Медведева. Призывы к ревизии мирового экономического порядка начались уже после возвращения Владимира Путина к власти в 2012 году. Но в реальности она началась лишь в 2014 году, когда стало понятно, что «статус кво» невозможен в принципе.

В результате, если в 2013 году на Питерском Давосе общая сумма подписанных соглашений составила 9,6 трлн рублей, то уже в следующем году она упала до 401,4 млрд рублей.

Сменился и состав лидеров стран, заезжавших на Питерский Давос. За редким исключением тон на ПФЭМ задают сегодня сторонники «тотальной мировой ревизии».

В отличие от Санкт-Петербурга, Астанинский экономический форум изначально формировался как инструмент для ревизии основ мироустройства.

В июне 2007 года Нурсултан Назарбаев лично предложил создать Евразийский клуб учёных, который должен был сформулировать идеологическую платформу для Евразийского сообщества, положив в его основу серию евразийских инициатив, озвученных Назарбаевым еще в 1994 году в его выступлении в Московском государственном университете. Таким образом, инициатива с самого начала приобрела характер государственной важности. Само же создание клуба было поручено Министерству экономики и бюджетного планирования Казахстана, которое и породило его в июне 2008 года.

В этот момент Казахстану, как, впрочем, и его президенту было уже не до ревизии мирового порядка. Рушился порядок казахстанский, легла вся банковская система республики, остановились проекты, задуманные на территории соседних с Казахстаном государств. Тем не менее, Нурсултан Назарбаев и его окружение отказываться от ревизионизма не торопились.

2 февраля 2009 года в «Российской газете» появилась статья под названием «Ключи от кризиса» за подписью самого Нурсултана Назарбаева. Это было эпическое полотно, в котором президент РК настаивал на отказе от доллара и призывал конвертировать свои активы в некий «транзитал».

Вот на такой оптимистичной ноте началась история АЭФ — Астанинского экономического форума.

О том, что идеи, озвученные в уопянутой выше статье «Российской газете» в 2009 году, не были случайным отклонением, спустя десять лет напомнил сам Назарбаев, который на открытии прошедшего форума с гордостью объявил о том, что он инициировал созыв такого форума, на котором был обсужден проект G-Global (та самая инициатива, что была озвучена в «Ключах от кризиса»).

А о том, что Астанинский форум был основан на идее ревизии, говорит тот факт, что роль главного международного промоутера АЭФ доверена Марку Узану. Тому самому экономисту, который уже очень давно (и безуспешно) выступает за ревизию мирового финансового порядка.

В 1994 году Марк Узан создал свой клуб — в форме некоммерческой организации «Комитет по обновлению Бреттон-Вудса» (Reinventing Bretton Woods Committee). Поводом для создания организации стал пятидесятилетний юбилей конференции в Бреттон-Вудсе. В ходе ее работы как раз и были разработаны принципы мировой финансовой системы, в основу которой была заложена привязка всех мировых валют к доллару, цена на который была зафиксирована в золотом эквиваленте (35 долларов за тройскую унцию). Де-факто Бреттон-Вудская система прекратила существование еще в 1971 году, после того как США отменили привязку доллара к золоту.

Марк Узан хотел найти политические силы, которые помогли бы ему провести ревизию мировой системы. Сделать это ему удалось лишь спустя много лет, и в этой приятной (для мистера Узана) роли оказался Нурсултан Назарбаев. С тех пор Марк Узан превратился в постоянного резидента АЭФ и занимается формированием экономической повестки форума.

Реальная пустота

Настоящий Всемирный экономический форум (который проходит в Швейцарии) — это масштабное собрание самых разных людей из разных стран. Даже если туда, как было в 2019 году, не приехали политические лидеры, это с лихвой компенсируют бизнес-лидеры, которые обсуждают будущее глобализации, являясь двигателями этого процесса.

Петербургский форум, по сути, превратился в российский «альтер-эго» Давоса. Здесь обсуждают перспективы крушения мировой системы и делают ставку на этот крах, ориентируясь на программы импортозамещения, создания национальной платежной системы и защиты суверенного интернета.

То есть это в своем роде генеральный штаб, где обсуждают реалии экономической войны. И появление на форму в Санкт-Петербурге китайского лидера Си Цзиньпина, который ведет свою сложную стратегию в отношениях с США, понятно и очень логично вписывается в эту картину мира.

На этом фоне особенно интересно наблюдать итоги Астанинского форума, где было много публичных персонажей, которые вели разговоры ни о чем и в памяти не остались. Это означает только одно — эти люди приехали для того, чтобы получить оплату за выступление (она является абсолютно легальным источником доходов многих публичных лиц).

А если посмотреть на реальное наполнение секций самого форума и обратить внимание на состав участников, то за фасадом «почти Давоса» сразу проступают контуры партхозактива Казахстана.

В этом смысле постановка в повестку форума глобальных вопросов может вызвать лишь улыбку. Вежливую, если речь идет о реакции «званого генерала», и саркастическую — если говорить начистоту.

Что же касается Нурсултана Назарбаева, то он продолжает мечтать. На минувшем АЭФ он предложил использовать форум в качестве площадки для обсуждения вопроса санкций, пригласив на нее представителей США, КНР, РФ и ЕС. «Я веду такие разговоры с лидерами этих стран, есть понимание. Мы можем предоставить такую площадку для диалога в нашей столице», — заявил Назарбаев.

Кстати, он не забыл упомянуть, что эта площадка будет теперь называться Нур-Султаном. Другими словами, форум название поменяет в любом случае.

Представить себе Нур-Султан в роли такой площадки можно. В свое время, например, ею был город Тегеран, где в 1943 году собрались представители США, Британии и СССР. Правда сам Иран в тот момент был полностью лишен своего суверенитета, находясь в состоянии оккупации, несмотря на заявленный нейтральный статус во Второй мировой войне.

Конструктивно во всей этой «игре в форум» настроен, судя по всему, только Марк Узан. Для него он представляет форму «комитета спасения» Бреттон-Вудса, своего движения и самого себя.

 

Источник: Kz.expert