Минагрополитики Казахстана не устает твердить о намерении стимулировать инвестиции в сельское хозяйство, за несколько лет грозятся удвоить производство продукции. Однако аграрии констатируют ухудшение инвестиционного климата и выборочную поддержку производителей, а эксперты трубят вовсю об оттоке инвестиций из сельского хозяйства.

С каждым годом казахстанские чиновники получают все больше рычагов давления на производителей в аграрном секторе.

Власть декларирует государственную поддержку на любом уровне, упрощение оформления. Но реально инвестор, вложив капитал в аграрный сектор, становится заложником чиновников. Бизнес в Казахстане не уверен в будущем — слишком зарегулированным оказывается все, связанное с инвестированием, отмечает собкор ИА «КазахЗерно.kz».

Независимые эксперты считают, что многими своими действиями казахстанское правительство препятствует инвесторам в аграрном секторе, и даже отпугивает инвестиции.

— Инвесторов пугают масштабы коррупции в нашей стране, — уверен  крупнейший хлопкопереработчик Туркестанской области, экс-депутат областного маслихата трех созывов, Аманулла Раманкул. — Показателен в этом отношении пример с корейскими инвесторами, уже ставший классикой. Помните, в начале 90-х они приехали к нам и пожелали инвестировать в развитие автопрома на базе «Манкентживмаша» — известного на весь Союз завода по производству сельскохозяйственных машин? Так им здесь чиновники такие условия заломили, что они быстренько «сделали дядям ручкой» и умчались в соседний Узбекистан. О результатах корейского инвестирования в машиностроение соседней республики сегодня весь мир знает. А мы, наблюдая за рассекающими по всем дорогам мира  машинами марки Tico, Nexia и Matiz, только слюной от зависти захлебываемся. Еще бы! При помощи корейского инвестора в маленьком по сравнению с нами Узбекистане создана отрасль с 85 крупнейшими предприятиями, где трудятся почти 25 тысяч узбекистанцев. Не зря говорят, жадность фраера сгубила!

— Но это когда было?! Сейчас, наверное, условия изменились?

— Да, изменились. В разы. И не в лучшую сторону. Наши чиновники навострились брать откаты, и тому примеров мы знаем множество, и с инвесторов, и с подрядчиков, как в сельском хозяйстве, так и в строительстве, в том числе и на восстановительных работах.  Поэтому и наблюдается  отток инвестиций. В частности, и через рейдерские атаки на аграрный бизнес. Инвестор не хочет наступать на такие грабли. На расширенном заседании прозвучало – в Шымкенте на 70 процентов снизился приток инвестиций! Нонсенс! Ведь мегаполис строится – казалось бы, вот она, площадка для инвесторов. Приходи, строй, зарабатывай! Что же мешает?!

Возвращаясь к аграрному сектору, скажу, стимулов для реинвестиций было бы больше, если бы казахстанское внутреннее потребление росло. Одна из самых стабильных стран в период кризиса — Польша — потребляет сама около 70 процентов произведенной в стране продукции. Я думаю, это достойная модель для подражания. Да что там Польша?! Вот ближний сосед – Монголия, которая еще при СССР просилась к нам 16-ой республикой. Сегодня она процветает. Каждый гражданин имеет дивиденды от внутренних богатств. А что у нас?

Что мешает притоку инвестиций в Казахстан? Не хочу быть банальным — все знают о нашем непредсказуемом законодательстве, уровне коррупции и несовершенной инфраструктуре. Конечно, инвесторы  обо всем этом тоже осведомлены, и все это оцифровано в таблицах учета рисков, swot- анализах и бизнес-планах. Но там же есть место и сильным сторонам нашей страны — самая большая по площади  после России,  плодородные почвы, удобное транспортное положение, очень дешевые кадры. Бизнес всегда будет искать компромисс между риском и прибылью. На Западе рисков у инвесторов меньше, но меньше и возможностей. Меня больше беспокоят даже не иностранные инвесторы, а наши граждане, которые выводят средства за рубеж, в оффшорные зоны. Вряд ли они делают это для того, чтобы потом вернуть деньги в страну (кстати, мы не видели, чтобы они активно возвращали средства в Казахстан во время амнистии капиталов). А значит, даже эта преуспевающая группа наших соотечественников не склонна верить в инвестиционные возможности Казахстана. Ведь деньги идут в те страны, где для них созданы лучшие условия, где капитал может развиваться по законам рыночной экономики, где имеется инфраструктура, отвечающая мировым стандартам, где есть гарантии того, что власти и Нацбанк за одну ночь не изменят кредитно-денежную политику.

Новость на Казах-зерно:

Думаю, наше правительство знает, что нужно сделать для того, чтобы остановить отток капитала из Казахстана  и привлечь в страну инвестиции. Но почему-то этого не делает. И если потенциальный внутренний инвестор не верит в Казахстан, в свою родину, в ее будущее, то чего ждать от иностранного предпринимателя? Для него слишком много препятствий. Инвестор оценивает риски и потенциал. С точки зрения потенциала – да, интересно. Особенно в сельском хозяйстве. Ведь это – не нефть, которую выкачал со скважины, и все на этом. Аграрный сектор можно и нужно развивать постоянно. Потому что для человека важны три вещи: питание, одежда, дом. А это все – из аграрного сектора.

Вот мы с коллегами на днях посчитали, что из одного зерна кукурузы можно получить 640 зерен. Это ли не простор для деятельности?! Но сегодня у нас риски для инвесторов достаточно высокие, они зашкаливают, не соответствуют потенциальным прибылям, которые можно получить.

— Что пугает инвесторов?

— Судебная система, корпоративное право, в принципе, далеки от идеала. Мы видим многочисленные суды с часто непредсказуемым финалом. Если судить по нашей правоохранительной и судебной системе, то собственник у нас оказывается гораздо чаще виноват, чем в других странах, где корпоративная культура и правоохранительная система давно устоялись.

Да, инвесторы приезжают в Казахстан, но большинство уезжает обратно, потому что встречаются с равнодушием чиновников, со всякого рода бюрократическими преградами и, опасаясь за свой капитал, отказываются здесь работать.

Очень правильно сказал глава МИДа Бейбут Атамкулов, к слову, наш бывший аким области, и про судебную, и про налоговую систему, и про миграционную политику, которые создают реальные преграды для привлечения инвестиций. То есть власти знают о проблемах, и даже стали их озвучивать. Вот только будут ли их устранять? И как?

Источник kazakh-zerno.net