Ситуацию на топливном рынке двух стран проанализировали эксперты

Ситуацию с ГСМ в Казахстане держат под контролем — Forbes Kazakhstan

В июне в России был введен запрет на импорт топлива из-за рубежа. Таким образом там решили помочь собственным производителям. Но сразу же после выхода из карантина спрос на продукцию возрос, подскочили и цены. Решать проблему хотят наращиванием производства или же досрочным снятием моратория на импорт. Не повлечет ли последняя мера к ажиотажному спросу на дешевый казахстанский бензин и как это может отразиться на экономике страны, выяснял корреспондент

В условиях пандемии многим странам пришлось срочно принимать антикризисные меры для спасения своих экономик. Так, например, соседняя Россия решила поддержать внутренний рынок, введя временный запрет на импорт топлива. Ограничение будет действовать до октября. Таким образом, в РФ решили отсечь поставки дешевого бензина из-за рубежа в угоду своим производителям, которым пришлось сбавить темпы производства из-за карантина, так как были отменены авиарейсы и закрыты предприятия. Но после снятия санитарных ограничений спрос резко пошел вверх, а оптовые цены на бензин побили исторические максимумы. Цена на АИ-95 достигла 57,8 тысячи рублей за тонну, а это более 330 тысяч тенге.

Чтобы сбить стоимость бензина, в российском Минэнерго настаивают на увеличении производства. А в Федеральной антимонопольной службе уже предлагают досрочно снять мораторий на импорт топлива.

Некоторые экономисты считают, что снятие этого моратория может неблагоприятно отразиться на нашей экономике. Россияне, дескать, для утоления топливного голода могут ринуться за покупкой бензина к нам, ведь его стоимость здесь в разы ниже. От бешеного спроса на наших рынках может возникнуть дефицит, считают некоторые аналитики.

«Стоимость нашего бензина в среднем на 30% ниже, чем в России. Нам выгодно, чтобы не снимали эти ограничения, чтобы наш бензин туда не уходил. Если вдруг из-за их большого спроса у нас возникнет дефицит, то это значит, что поднимутся цены на топливо. А если подорожает бензин, то пройдет волна инфляции, ведь бензин влияет на все: на перевозки, на стоимость пшеницы, продуктов», – считает экономист Арман Байганов.

Прямо противоположного мнения придерживается Сергей Смирнов. Аналитик нефтегазового рынка уверен, что досрочное снятие моратория в России несет в себе только плюсы, и никаких рисков нет.

«В связи с коронавирусом сократилось внутреннее потребление продуктов, и у нас пошло затоваривание рынка. Все три НПЗ сейчас сократили производство нефтепродуктов. Нам бы, конечно, было на руку, если бы они убрали запрет на импорт. Тем более, что наш бензин сейчас соответствует по качеству стандартам Евро-4, Евро-5, что разрешает его товарооборот на территории Российской Федерации», – подытожил экономист Сергей Смирнов.

Так или иначе, российский рынок не является основным для Казахстана. На повестке последних лет стоял вопрос далеко не о поставках за рубеж, а о том, чтобы модернизировать собственные НПЗ и закрыть свои потребности в топливе. Поэтому объемы экспорта северному соседу были незначительными и мало влияли на экономику в целом.

«Когда Россия закрывает свои рынки, то нужно понимать, что наш бензин практически в Россию не идет, и мы от этого не страдаем. Соответственно, когда они обратно открывают свои рынки, на нас это тоже не сильно влияет, потому что объемы экспорта не такие большие. Эти решения не оказывают влияния на нашу экономику. Тем более, когда у нас посевная и уборочная кампания, у нас вводятся ограничения на экспорт, поэтому риска нет, что наш бензин перетечет туда и возникнет его удорожание здесь», – говорит экономист Мурат Кастаев.

В одном опрошенные нами эксперты сошлись: вне зависимости от ситуации в России, продукции наших НПЗ сейчас на рынке достаточно и предпосылок для скачка цен на топливо нет.

Автор Алтыншаш Смагулова

Источник  rus.azattyq-ruhy.kz