Редакция рассказывает о заминках на пути банковского сектора РК.
Крупный сбой в работе Kaspi.kz, произошедший в среду, 28 октября, заставил поволноваться 6 млн активных пользователей приложения (данные рейтинга банков Казахстана — 2020, где Kaspi занял первое место). Однако сбои в работе технологически продвинутых банков — ситуации уже скорее привычные, чем чрезвычайные. И чем сложнее и комплекснее система фининститута — тем, похоже, чаще они случаются.
Например, недавно, 1 октября, произошел масштабный сбой в работе сразу двух крупных российских банков. Не смогли войти в приложения или увидели «обнуленные» счета тысячи клиентов Тинькофф и Альфа-банка. Недоступность ряда сервисов, в том числе при использовании банкоматов, наблюдались у Альфа-банка и в декабре 2019.
В августе 2020 стало известно, что в открытый доступ попали персональные данные 55 тысяч пользователей сервиса Joom: десять из шестнадцати цифр номера банковской карты, срок ее действия, наименование банка и платежной системы, а также личные данные владельца и его контакты. В сети можно было найти сведения о клиентах целого ряда банков, в числе которых Сбербанк, Россельхозбанк, Тинькофф банк, Райффайзенбанк и другие российские и иностранные кредитные организации.
Ранее, в феврале 2020, «поломки» дважды случались у ВТБ — пользователи испытывали проблемы при входе в систему «ВТБ-Онлайн», были зафиксированы ошибки при проведении операций по картам (тогда банк на сутки отменил все комиссии, чтобы компенсировать неудобства). Такой же сбой случился и 2 июля 2020.
Сбербанк, недавно сменивший «ориентацию» с банковской на экосистемную, тоже не избежал перебоев. Так, 21 августа 2020 в Сбербанке перестали работать эквайринг, интернет-банк и мобильное приложение. Пользователи были лишены возможности переводить деньги, оплачивать товары и услуги, видеть остаток средств на своих счетах. Почти такая ситуация возникала 4 апреля 2019.
Банки других стран тоже не защищены от ошибок в работе, причем даже на самом высоком уровне. Например, совсем недавно, 26 октября, было заявлено о техническом сбое в работе Национального банка Беларуси. Трудности с доступом к интернет-банкинку и мобильным приложениям 9 октября испытали клиенты Приорбанка, Идея Банка, Белгазпромбанка и белорусского Альфа-Банка.
О сбоях в работе приложений также сообщали банк «Санкт-Петербург», Ак Барс банк, крупнейший украинский Приватбанк и т. д. Судя по графикам сайта Downdetector, сбои происходят ежечасно и обычно быстро устраняются.
Да и у Kaspi.kz это не первая «неполадка». Утром 1 ноября 2018 пользователи не смогли войти в приложение, что тут же породило слух о том, что глава компании Михаил Ломтадзе сбежал из страны с деньгами вкладчиков. Технический сбой 14 декабря 2018 пользователи восприняли уже гораздо спокойнее, несмотря на то что на их счетах внезапно оказался только ноль тенге. Через час все средства и функции были восстановлены.
Если же говорить о самых памятных ЧП в банковском секторе Казахстана, то одно из них произошло в феврале 2014. После девальвации, проведенной Нацбанком 11 февраля, среди вкладчиков банков прошла фейковая рассылка, где утверждалось, что ЦентрКредит, Альянс Банк и Kaspi скоро обанкротятся. Обманутые люди бросились изымать свои деньги, банкам пришлось срочно доставлять в отделения тонны наличности. По сообщениям Kaspi, из-за слухов клиенты сняли с депозитов 40 млрд тенге.
Тогда все закончилось хорошо, но так бывает не всегда.
Сразу три банка исчезли с финансовой карты Казахстана после замечания Нурсултана Назарбаева в апреле 2018: «Сейчас Эксимбанк, Банк Астаны, Qazaq Banki — эти банки имеют ужасные показатели из-за того, что акционеры плохо руководили ими, задолжали и не могут ответить своим вкладчикам средствами». Эксимбанк и Qazaq Banki лишились лицензий в августе 2018, в сентябре за ними последовал Банк Астаны. Суды окончательно прекратили существование банков в начале 2019.
Печальная история БТА Банка тоже у всех в памяти, тем более что нельзя назвать ее полностью закончившейся. Основанный ещё в 1991-м как Туранбанк, он в 2015 лишился лицензии в Казахстане, пережив национализацию, несколько реструктуризаций и M&A-сделок.
Гораздо более ранняя история банка Валют-транзит закончилась в феврале 2007, запомнившись не только ущербом в 30 млрд тенге, но и эпатажным руководителем — Айтбакы Беляловым (Андреем Беляевым).
Принудительная ликвидация Наурыз банка в 2005 изрядно потрепала нервы вкладчикам, но считается, что в итоге 88% из них получили свои деньги из Казахстанского фонда гарантирования депозитов, правда, без учета инфляции и девальваций. Ущерб был оценен в 4,5 млрд тенге (около $30 млн).
Ну и самое раннее крупное банкротство, жертвой которого в 1996 пал КРАМДС банк. Ущерб оценивался в 3 млрд тенге ($44,7 млн), а КФГД тогда ещё не было.
Источник forbes.kz