Депутаты считают, что причиной стремительного роста цен на топливо с начала 2021 года стал сговор участников рынка,пишет  365info.

РАУ Альберт Павлович

Мажилисмен Альберт Рау потребовал от правительства безотлагательно принять меры по стабилизации ситуации на рынке ГСМ.

«Необходимо провести расследование на предмет ценового сговора и картельных соглашений на рынке ГСМ, а также выработать и внедрить эффективные механизмы регулирования цен на бензин», – заявил он.

Депутат отметил, что с начала года стоимость АИ-92 возросла со 150 тенге в Алматы до 168 тенге за литр, в Нур-Султане – до 170 тенге, в Актау – до 172 тенге, в Атырау – до 200 тенге.

«На этот раз причиной называют последствия аварийной остановки технологических установок на Атырауском нефтеперерабатывающем заводе, вызвавшей рост биржевых цен на бензин. Мы не сомневаемся, что всегда можно найти «объективные причины». Но, на наш взгляд, от этого не должны страдать рядовые владельцы автотранспорта.

Кроме того, повышение цен на бензин оказывает мультипликативный эффект на конечную цену широкой линейки тарифов, товаров и услуг,от чего опять же страдают простые потребители», – отметил Рау.

Сговор есть всегда

Доктор экономических наук, профессор Института экономики МОН РК Олег Егоров кроме названных депутатом причин роста цен на ГСМ назвал еще одну — роль посредников в отрасли.

Министерство энергетики объясняет рост цен аварией на Атырауском НПЗ, а не сговором между участниками рынка, как считают депутаты. А что вы думаете?

— То, что заявил депутат, не первый случай. Ранее сговоры между НПЗ и самими АЗС подтверждались. Это всегда вызывало возмущение — где в этот момент государство? Почему государство не наладит контроль? А потому, что государство отпустило цены на горючее. Но это не означает, что с бензином любой марки и дизельным топливом в ценовом плане можно делать все, что угодно.

Поэтому, когда речь идет о цене на нефть на международных рынках, о влиянии этой цены на тенге, это отговорки. Здесь чистая экономика

А что это? Добыл нефть — посчитай, во что обошлось — какие затраты и прибыль добывающего предприятия. Транспортный коридор по транспортировке этой нефти — то же самое. Переработка — та же история. Конечно, переработка на Шымкентском, Павлодарском и Атырауском НПЗ обходится по-разному в силу естественных причин. Но тем не менее, контроль за процессом нужен. Для чего и была введена антимонопольная служба.

Сейчас же, получается, никакого контроля нет. И выходит, что я покупаю 92-й бензин, а он, оказывается, не 92-й, а 80-й, в который добавили тетраэтилсвинец

Сговор есть всегда. АЗС часто говорят, что их прибыль практически равна нулю или они работают в убыток. Но это, мягко говоря, ложь. Иначе мы бы наблюдали дефицит заправок.

Поэтому вчера, сегодня и завтра самая главная у государства функция — контроля. Ведь в данной ситуации потребитель имеет право знать, почему бензин подорожал на четверть и кто в этом виноват?

Стратегические отрасли

Мажилисмен Рау тоже отметил, что позиция у минэнерго беззубая и отсутствует внятная стратегия адекватного реагирования на рост цен на бензин. Но вы же понимаете, что от цен на ГСМ зависят цены и на все остальное — на продовольствие, лекарства и другие товары первой необходимости?

— Согласен. Поэтому и должен быть жесткий контроль, а не игры в какие-то мутные схемы. Нам не нужны объяснения о том, что происходящее — временное явление, что повысили чуть-чуть, и это ненадолго. Разве рост 92-го бензина со 152 до 180 тенге — это чуть-чуть?

Когда министерство открестилось от регулирования цен на ГСМ, те аргументы, которыми оно оперировало, вас устроили? Следует ли снова вернуться к госрегулированию?

— Я считаю, что такие отрасли как электроэнергетика, нефтяная, военная, производство лекарств и ряд других, являются стратегическими и подлежат обязательному контролю со стороны государства

Постоянному мониторингу. Когда отказались от регулирования цен, многие «здравомыслящие» люди сказали, кивая на рыночные отношения, что Казахстан — молодец, отпустил цены на ГСМ в рынок.

Какая рыночная экономика? Наша экономика — дикая. Мы отказались, чтобы кто-то похвалил Казахстан, который, дескать, прямо совсем в рынке.

Посредники берут свое

Что, по-вашему, сейчас для стабилизации цен министерство должно сделать в первую очередь?

— Провести проверку, на каком основании выросли цены. Принять меры и запретить подобные схемы в будущем. И еще одно важное обстоятельство.

На пути следования от скважины до нефтебазы, где концентрируется готовые ГСМ, «трудится» очень много посредников, не имеющих никакого отношения к нефтеперерабатывающей отрасли. У них нет ни транспорта, ни сырьевых ресурсов. Это конторы, у которых есть только бумажки. И за счет владения этими бумажками они получают свою долю прибыли.

Когда нефть от скважины до конечного потребителя ГСМ проходит всю эту цепочку, дорожая на каждом этапе, мы видим дикие цены на бензин.

А почему бы не наладить прямые связи «скважина — НПЗ — заправка»? Это всегда было просто. Любая экономика строится на том, чтобы минимизировать затраты. Кроме нашей, казахстанской

Где в любой отрасли пасутся группы посредников. На их долю приходится треть, а то и половина конечной цены на товары. Такая порочная практика сложилась в сельском хозяйстве, на рынке ГСМ и в других производственных отраслях, имеющих социальную значимость. Не знаю, хватит ли сил и политической воли у власти устранить эту посредническую прослойку, твердо окопавшуюся на своих нишах.

Автор Александра Алёхова

Источник  365info.kz