Четверг, 05 августа 2021

Экологичность, низкий уровень шума, подзарядка от станции и домашней сети — такие преимущества у электромобилей. Использование такого транспорта не просто мода, но и потенциальная возможность снизить нагрузку на окружающую среду. Насколько выгодно пересесть за руль электротранспорта и какую пошлину придется заплатить?

Mazda представила первый серийный электромобиль MX-30

Особенности пошлины на электромобили

Решили приобрести экологичный вид транспорта? Тогда поинтересуйтесь, придется ли платить в 2021 году пошлину на ввоз электрокара в Казахстан.

До февраля 2020 года действовал обязательный сбор при ввозе транспорта из-за границы на территорию ЕАЭС (Евразийский экономический союз, в который входит Казахстан).

Пошлина в 2015 году составляла 5%. Государство взимало плату с импортируемых электрокаров для выполнения таких задач, как:

1. Пополнение бюджета страны.

2. Регулирование на рынке цен на отечественные и импортируемые транспортные средства.

3. Увеличение стоимости импортного транспорта, что позволяет отечественным производителям конкурировать на рынке.

В 2016–2017 годах Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) обнулила ставки. Таким образом, в ЕАЭС пытались сформировать рынок электромобилей. Обнуление таможенных пошлин на электромобили, которое действовало в этот период, не принесло ожидаемого результата. Подобная ставка не распространялась на физические лица, которые уплачивали 48–54% таможенной стоимости.

Формирование рынка электромобилей — это важный этап для ЕАЭС на пути к экологичному потреблению и снижению уровня загазованности планеты. Для рядового водителя электрокар — это не только способ выразить свою позицию, но и значительно сэкономить, учитывая растущие цены на топливо.

Как же обстоят дела сегодня и насколько выгодно импортировать электромобиль на территорию ЕАЭС?

Сумма пошлины на электромобили в РК в 2021 году

Совет ЕЭК принял решение обнулить ставку таможенной пошлины для импорта транспорта с электрическим двигателем с 18 февраля 2020 года до 31 декабря 2021 года включительно . Это решение действует для:

  • физических лиц;
  • юридических лиц.

Отмена пошлины распространяется на все страны-члены Евразийского союза: Казахстан, Армению, Беларусь, Россию, Киргизию. Подобные меры были приняты с учетом скачка национальных валют и отсутствия производства электромобилей в ЕАЭС.

Отметим, что промышленный потенциал в странах ЕАЭС все же есть, в том числе в Казахстане. По данным Евразийской экономической комиссии, в РК запускается серийное производство электромобилей JAC iEV7s. По предварительным оценкам, будет выпущено около 200 машин с электрическим двигателем.

Пока производство электромобилей в Казахстане находится на начальной стадии, единственный вариант пересесть за руль экологичного транспорта — привезти его из-за границы. Обнуление таможенной пошлины должно увеличить долю электромобилей в стране, а вслед за этим стимулировать появление зарядных станций для автомобилей.

Будет ли продлена нулевая пошлина и в 2022 году? Пока что в ЕАЭС идею о продлении нулевой ставки никто не поддержал. Заместитель председателя правления «КазАвтоПром» Артур Мискарян предположил, что в 2022 году придется платить пошлину на ввоз электромобилей в размере 15% от стоимости.

Артур Мискарян

О чём ещё говорить, если не об электромобилях? Сегодня - сборы и пошлины.

Итак, в конце 2019 года в ЕЭК было принято решение об освобождении электромобилей от уплаты ввозной пошлины (15% от стоимости) в странах ЕАЭС. Эта мера была принята как стимул для создания инфраструктуры, т.е. сети зарядных станций.

Что за этим последовало? Если в 2019 году в Казахстане было зарегистрировано 33 электромобиля, то в 2020-м уже 73. Случилось это в результате обнуления пошлины, или по какой-то другой причине – сказать сложно. Стоит напомнить, что доля электромобилей во всём казахстанском автопарке не достигает и 0,01%.

В России ситуация аналогична: в 2020-м в страну завезли 6 тыс. электромобилей, против 3,6 тыс. в 2019-м. Там этот рост объясняют именно тем, что действовала нулевая ставка при ввозе.

Новость в том, что со следующего года при ввозе электромобилей пошлину в размере 15% необходимо будет платить. Однако в ЕАЭС никто не поддержал идею о новом обнулении ставки. Что, по сути, вполне определённо говорит о степени важности вопроса электромобилей в Казахстане, России, Армении, Киргизии или Беларуси.

Другая новость – в том, что в министерстве индустрии и инфраструктурного развития (МИИР РК) рассматривают возможность обнуления утилизационного сбора на электромобили. В ответ на это в министерстве экологии, геологии и природных ресурсов заявили, что «снижение размера утилизационного платежа, приведет к рискам по реализации экологических проектов в сфере переработки отходов. В связи с чем министерством вопрос по обнулению либо изменению размера утилизационного сбора на транспортные средства не рассматривается».

Что по этому поводу хочется сказать? Для начала то, что основной повод внедрения электромобилей в обиход – это потенциальная возможность снизить нагрузку на экологию. В этом базовая идея.

При этом есть фундаментальная проблема, связанная с утилизацией батарей, которые используются в электромобилях. На сегодняшний день нет успешного способа для их утилизации с минимальным ущербом для окружающей среды, поэтому вышедшие из строя батареи просто разлагаются, что само по себе токсично и противоречит базовой идее.

Соответственно, необходимо разрабатывать методы утилизации батарей, а разработав – внедрить в широкое использование. На каждом этапе все эти процессы требуют значительных затрат, поэтому снижение ставки по меньшей мере отдалит сроки разработки и внедрения механизма утилизации батарей, либо вовсе сделает это невозможным.

Спасибо.

Повышение ставки пошлины может привести к стагнации рынка, задержке развития инфраструктуры и роста использования экологичного транспорта.

Давно планировали приобрести экологичный вид транспорта? Тогда сейчас есть отличная возможность. До конца 2021 года можно ввезти электромобиль на территорию Казахстана с таможенной пошлиной 0%. Не упустите шанс пересесть за руль транспорта нового поколения.

Автор Ксения Юревич

Источник nur.kz