Компании вынуждены платить штрафные санкций, которые ложатся на импортеров, экспортеров и экспедиторов. Логистические компании вынуждены доплачивать по $2-3 тыс. за возможность уехать из Китая.

Перевозка контейнеров железнодорожным транспортом | Навигатор Логистик

Простои грузов на казахстанско-китайской границе повлекут за собой миллиардные потери. Чтобы удержаться на плаву предприниматели вынуждены повышать цены, останавливать производства и увольнять сотрудников. Во время пресс-конференции представители производителей, импортеров и логистов в один голос высказались о наличии проблемы, с которой никто не может справиться и попросили власти о помощи для ее решения. 

Плачевная ситуация

Ситуация с доставкой оплаченных грузов через на казахстанско-китайской границе дошла до критической точки. По срокам разрешения коллапса с перевозкой грузов автомобильным и железнодорожным транспортом из Китая в Казахстан и обратно со стороны Китайской Республики не поступает никакой официальная информация. Грузовое движение на границе остается парализованным.

По словам президента ОЮЛ "Ассоциация Масложировой союз Казахстана" Константина Невзорова, казахстанские компании не могут объявить форс-мажорное обстоятельство из-за отсутствия официальных подтверждений о задержке грузов на границе. Компании вынуждены платить штрафные санкций, которые ложатся на импортеров, экспортеров и экспедиторов.

Если президент не поможет

Для скорейшего решения проблемы отраслевые ассоциаций и субъекты бизнеса обращались с письмом в администрацию президента РК, кабинет премьер-министра РК и другие уполномоченные министерства и ведомства. По данному вопросу был проведен ряд встреч с КТЖ и переговоры с Китайской стороной с просьбой скорейшего разрешения ситуации. Несмотря на ряд предпринятых мер со стороны предпринимателей и обращений к государству, движение грузов до сих пор не возобновлено.

"Бизнес продолжает терпеть убытки, не имея возможности ввести оплаченные товары. На границе простаивает сырье и материал для пищевой промышленности, сырье для фармацевтической продукции, технологические линии оборудования и другие товары. Срыв их поставок имеет негативное социальное и экономическое значение. Просим срочно начать переговоры между Нур-Султаном и Пекином по данной критической ситуации", - сказал Константин Невзоров.

Эксперт ОЮЛ "Ассоциация Масложировой союз Казахстана" Геннадий Вейцман считает, что государство, в лице профильных министерств и КТЖ не в состоянии помочь отечественному бизнесу решить проблему. По мнению эксперта, ситуация вышла на межгосударственный уровень и ее нужно решать с участием премьер-министра и президента.

"Не нужно думать, что это проблема какого-то абстрактного бизнеса, конкретных импортеров и логистических компаний. Эта проблема коснется каждого из казахстанцев. Мировое и казахстанское производство глобально зависит от поставок из Китая", - сказал эксперт.
Геннадий Вейцман отметил, что проблема на казахстанско-китайской границе влияет на повышение цен в стране. Чтобы не работать себе в убыток, предприниматели закладывают часть расходов в выпускные цены.

"Мы просим государство подключить все свои ресурсы для решения перевозок импорта из Китая вплоть до прямых контактов премьер-министра, возможно президента с китайскими коллегами. Также мы просим ввести зеркальное ограничение казахстанской железной дороги по пропуску китайского транзита в ЕС, Россию, Узбекистан и т.д до момента, пока грузы, находящиеся в Китае, не будут доставлены в Казахстан. Я считаю, что нужно перестать переживать за исполнение международных соглашений, которые будут в ущерб нашему бизнесу и начать думать об отечественном бизнесе и интересах граждан", - констатировал Геннадий Вейцман.

Коллапс на границе не прошел бесследно и для производителей безалкогольных напитков. Основные проблемы возникли из-за несвоевременного получения пэт сырья, необходимого для производства тары. Как отметила директор ОЮЛ "Ассоциация производителей безалкогольных напитков соков РК" Алии Мамытбаевой, это привело предприятия к потере ассортимента готовой продукции, огромным убыткам за ежедневный простой производства и невыполнение обязательств перед дистрибьютерами. Не обошлось и без кадровых потерь. Некоторые производители потеряли до 80% кадров.

"На текущий момент по нашей отрасли консолидированные потери компании, столкнувшихся с этой проблемой, составляют порядка 10,7 млрд тенге. Начиная с мая грузы задерживаются более чем на 100 дней. Все это в конечном счете приводит к повышению стоимости продукции, остановки производства и увольнению сотрудников. Соответственно государство не дополучит налоги. Истинные причины кризиса и характер введенных ограничений нам не понятны. В конечном счете страдают производители. Необходимо прекратить перекладывание ответственности друг на друга. Мы ждем конкретных шагов, которые прежде всего должны быть выполнены с казахстанской стороны" – сказала Алия Мамытбаева.

Из-за простоев транспорта с товаром на границе с Китаем фармацевтическая компания ТОО "Медхауз Казахстан" несет большие убытки. У компании не первый месяц остаются замороженными $1,5 млн.

"Для нас это огромные деньги. Мы вынуждены искать дополнительное финансирование для поддержания существования, не говоря о прибыли. Банки не финансируют бизнес под товарообороты. Другого залога у нас нет. Из-за отсутствия товара на складах в ноябре мы будем вынуждены отправлять людей в отпуск без содержания. При продолжении кризиса и вовсе прекращать деятельность. Параллельно с этим тарифы на перевозки выросли в 6-7 раз относительно цен 2020 года. Фактически, образуется рукотворный дефицит товара еще сильнее подогревая рост цен на торговую продукцию", - сказал компания ТОО "Медхауз Казахстан" Самат Исабаев.

Дефицит контейнеров в Китае породил проблему выбора партнеров и высокие цены на доставку грузов. Такими наблюдениями поделилась генеральный директор транспортной компании Sevenr Logistics LLP Оксана Сорокина.

"Отсутствие подвижного состава на границе между Китаем и Казахстаном в прошлом году вызвало многокилометровые пробки на китайской стороне и как следствие Китай начал сокращать блок-поезда в Казахстан, либо отменять их. Например, в прошлом месяце не было отправлено ни одного блок-поезда из-за запретов. Сейчас уже несколько месяцев мы наблюдаем соотношения контейнеров к платформам. Четыре тысячи контейнеров находятся в ожидании перегруза на станции Алтынколь, 250-300 платформ. Логично, что не на что перегружать. Для отправки транзитных грузов иностранный подвижной состав не привлекается при этом", - прокомментировала она.

По словам специалиста, регулярные задержки на всех этапах транспортировки приводят к тому, что собственники контейнеров и экспедиторские компании вынуждены закладывать потенциальный рост цен на расходы и хранение, что в конечном итоге сказывается на стоимости товара. Эта ситуация дает возможность китайским транспортно-экспедиторским компаниям спекулировать на продаже свободных мест. Из-за чего логистические компании вынуждены уже поднявшейся в разы цены доплачивать по $2-3 тыс. просто за возможность уехать из Китая.

Предприниматели обратились к премьер-министру страны и профильным министерствам Казахстана с просьбой решить проблему, связанную с перевозкой грузов железнодорожным и автомобильным транспортом из Китая в Казахстан и обратно и просят остановить транзит через Казахстан в Европу, если нормальное транспортное сообщение не будет восстановлено.

Автор  Мария Галушко

Источник cronos.asia