Недоступность кредитных ресурсов сдерживает развитие сельского хозяйства , сообщает kapital.kz.

 Сельское хозяйство

В начале сентября министр торговли и интеграции Серик Жумангарин рассказал, что его ведомство разработало «новые подходы по стабилизации и фиксации цен на ряд социально значимых продуктов питания». Речь идет о предоставлении оборотных средств аграриям, что «позволит обеспечить рынок необходимым объемом овощной продукции по фиксированной цене». «Также новые меры будут приняты в отношении молочной продукции, гречневой крупы, риса, подсолнечного масла, яиц, социального хлеба, муки, соли, говядины и мяса кур», — заявил он.

Практически каждый год правительство решает проблему роста цен на продукты питания. В этом году она стала особенно актуальной. Казахстан в июле 2022 года стал чемпионом по росту цен на продовольственные товары среди стран ЕАЭС. В среднем по экономическому блоку цены выросли с июля 2021 по июль 2022 на 17,1%, у нас - на 19,7%. Данные центра TALAP говорят, что рост еще больший - на 43,9%. Наконец, недавний опрос Нацбанка РК показывает, что, по мнению 64% казахстанцев, рост цен опережает официальную статистику.

Частично рост цен импортирован. Данные Бюро нацстатистики говорят, что в прошлом году мы импортировали продукты на 4 млрд долларов. Из них 46,7% пришлись на Россию, а рубль с прошлого года подорожал почти в два раза. Неудивительно, что и цены выросли.

Но не все мы закупаем за границей. По данным мониторингового агентства Energyprom, Казахстан на 92% обеспечивает себя мясом и мясом птицы, пищевыми субпродуктами. Но цены на мясо птицы к концу мая тоже выросли - на 28,5% - по итогам мая 2022 года. Баранина и свинина подорожали за год на 16,5% и 13,3%, конина на 16,8%, а говядина - на 9,7%. То есть рост есть, но не такой большой, как на импорт.

Кажется, очевидно, что, развивая свое сельское хозяйство, мы сдерживаем инфляцию. Еще в прошлом году представитель Минсельхоза Азат Султанов заявил, что Казахстан вышел на первое место среди стран ЕАЭС по росту объема валовой сельхозпродукции. Рост составил 5,6% и достиг 6,3 трлн тенге. Но до самообеспечения продовольствием Казахстану еще далеко, а рост цен на импортную продукцию подхлестывает и цены на отечественную. Почему наши аграрии пытаются, но не могут обеспечить страну продовольствием?

Не каждому дано

По словам министра сельского хозяйства Ербола Карашукеева, только в 2022 году на поддержку АПК предусмотрено выделение в виде субсидий 309 млрд тенге, в том числе 100 млрд - на животноводство. Для сравнения: по данным сайта primeminister.kz, за прошлый год аграрии произвели продукцию на 7,4 трлн тенге, а объем вложенных инвестиций в отрасль составил 773,2 млрд тенге.

Объем субсидий равен почти половине объема инвестиций, но вопрос в том, кому они достаются. По данным Ассоциации фермеров Казахстана, субсидии получают лишь 6-8% фермеров. Регулярные скандалы с распределением средств аграриям говорят, что часть денег просто не доходит до них. Так, осенью прошлого года прошли громкие задержания Антикором сотрудников подразделений МСХ и акиматов Нур-Султана, Шымкента, Акмолинской, Туркестанской, Жамбылской, Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской, Атырауской и Актюбинской областей - в 9 из 16 регионах страны (на тот момент). Причина - хищение средств, выделенных на субсидии, взятки и “откаты”. Отметим, что более половины уголовных дел в сфере АПК приходится как раз на хищения субсидий (кстати, за последние 5 лет субсидий аграриям выделили на 2 трлн тг).

В 2021 году в рейтинге стран мира по продовольственной безопасности Казахстан занял 41-е место из 113. Индекс страны составил 69,2. Индекс продовольственной безопасности строится на основе 34 уникальных показателей и берет в расчет как соотношение доходов граждан и соотношение к ним цен, так и качество продуктов, их ассортимент и наличие на рынке.

Механизм субсидирования пытаются реформировать. Минсельхоз разработал и запустил с 1 июля этого года “Единую государственную информационную систему субсидирования АПК”. Ее задача - снизить коррупционные риски и упростить сбор документов для получения субсидий, а также сделать весь процесс максимально прозрачным и бесплатным.

Фермеры надеются, что новый механизм решит вопрос. Но еще можно вспомнить, что субсидии - не единственный инструмент финансирования аграриев в мире.

В Великобритании, Чехии, Словакии, КНР и Нидерландах коммерческие банки выдают кредиты под госгарантии и субсидирование процентных ставок. В Германии, Франции, Японии и Польше АПК кредитуется через кооперативные банки. В США, Канаде, ряде стран ЕС кредиты аграриям выделяют небанковские кредитные организации и кредитные кооперативы. В некоторых странах действуют смешанные системы кредитования.

Что с кредитом у нас? Ничего хорошего. В своем недавнем послании президент РК Касым-Жомарт Токаев отметил, что серьезной проблемой для бизнеса остается нехватка кредитных ресурсов. Недофинансирование МСБ в Казахстане составляет порядка 42 млрд долларов.

Кредиты как таковые есть - но ставки по ним доходят до 20-25% годовых. “Ни один адекватный бизнесмен не пойдет за ставкой в 20%”, - отметила СЕО и сооснователь Citix Казахстан Яна Шойбекова. Тем более это касается фермеров.

Кредиты банков отталкиваются от базовой ставки Нацбанка РК. В июле национальный регулятор поднял базовую ставку на уровень 14,5% при официальной годовой инфляции в 15%. Пока что высокая ставка - главная мера борьбы с инфляцией. Но она же сдерживает рост кредитования экономики, включая сельское хозяйство. Возможно, ситуация изменится. В своем послании глава государства поручил: «Нацбанк, Агентство по финрегулированию, правительство должны найти конкретные решения, обеспечивающие стабильное и доступное кредитование реального сектора». Осталось эти решения придумать.

Автор Денис Стародубцев

Источник kapital.kz