В Казахстане растет инфляция, а реальные доходы населения сокращаются. Старший аналитик департамента прикладных исследований AERC Евгения Пак оценила , насколько ситуация критична для страны , сообщает prodengi.kz.
При этом Пак напомнила о снижении реальных доходов населения в месячном выражении уже в мае этого года. В июле этот показатель упал на 1,5% по сравнению с июнем. При этом в годовом выражении динамика все еще положительная.
«Важно понимать, что влияние инфляции – неравномерное на экономических агентов. Инфляция всегда бьет по категории населения с низкими доходами сильнее, чем по тем, у кого доход выше. При этом высокая инфляция традиционно увеличивает разрыв между богатыми и бедными, поскольку для богатых она означает и рост стоимости имеющихся в их собственности активов (жилой недвижимости, автомобилей и т. п.), поэтому номинально они становятся богаче, а для социально уязвимых слоев населения инфляция это в первую очередь удорожание жизни, так как активов в собственности у такой категории населения практически нет», – отметила собеседница.
Евгения Пак обратила внимание, что недавно МВФ опубликовал прогноз, согласно которому инфляция в Казахстане к концу 2022 года замедлится. Там также ожидают, что в декабре этот показатель сложится на уровне 16,4% по сравнению с декабрем 2021 года, при этом в среднем за 2022 год составит 14%. Тогда как сам Нацбанк в своем последнем докладе прогнозирует пик инфляции только в феврале 2023 года.
Говоря о мерах, которые помогут снизить ключевой экономический показатель, Пак считает, что правительству необходимо ввести бюджетные правила, которые сократили бы государственные расходы и трансферты из Нацфонда. Вместе с тем Нацбанку нужно прибегнуть к инфляционному таргетированию, так как изменение базовой ставки влияет через ожидания экономических агентов.
«При инфляции в 17,7% в годовом выражении на первый план выходит необходимость координации фискальной политики правительства и монетарной политики Нацбанка. На данный момент фискальная политика Казахстана является стимулирующей (растут государственные расходы), а монетарная – сдерживающей. Такое несоответствие направлений двух макроэкономических политик в итоге снижает эффективность обоих. Координация на данный момент требует введения бюджетного правила, которое бы разумно ограничило государственные расходы и трансферты из Нацфонда», – говорит она.
Источник prodengi.kz