Санкции против России поставили под угрозу конкурентоспособность ЕС , сообщает inosmi.ru.
Европа попыталась свести к минимуму негативное влияние антироссийских санкций на свою экономику и потратила более 500 миллиардов евро на "защитные" меры, сообщает Bloomberg. Но скачка цен на энергоресурсы избежать не удалось, что стало для ЕС серьезной проблемой.
По оценкам исполнительного органа Европейского союза, влияние санкций на экономику блока в основном ограничилось несколькими секторами.
По словам осведомленного источника, ограничительные меры вызвали проблемы с поставками в таких секторах, как деревообработка и драгоценные металлы, однако более глубинные сбои вызваны скорее глобальными рыночными тенденциями, российскими боевыми действиями на Украине и ответными шагами Москвы.
Государства-члены запросили оценку в момент, когда ЕС обсуждает девятый пакет санкций, который ограничит доступ России к беспилотникам, а также коснется инвестиций, банков и экспорта технологий.
Блок пытался откалибровать санкции так, чтобы Москва страдала больше, чем собственные страны. Венгрия сопротивляется санкциям против конкретных целей, виня их в своих экономических бедах, однако анализ показывает, что ее критика преувеличена.
По состоянию на конец ноября ЕС утвердил свыше 150 национальных мер по смягчению шока от российских боевых действий на Украине, сообщил источник на условиях анонимности, поскольку соответствующий документ не был обнародован. По оценкам, общая стоимость этих мер составляет 525,5 млрд евро (554 млрд долларов США).
При этом ЕС пытался прояснить или даже изменить свою программу санкций, чтобы не пострадал экспорт российского продовольствия и не иссякли продажи нефти.
До начала боевых действий ожидалось, что экономика ЕС в этом году значительно вырастет, фактически вернувшись к допандемическим уровням. Однако конфликт привел к росту цен и перебоям с поставками, а также лег тяжким бременем на государственную казну: правительства пытаются смягчить последствия резкого роста цен на энергоносители.
Их скачок в ЕС оказался особенно резким по сравнению с США и Японией. Это поставило под угрозу конкурентоспособность блока и сократило производство на ряде заводов. По оценкам, на меры по смягчению последствий для частных домохозяйств и компаний в 2022 году блок потратил примерно 0,9% от чистого ВВП.
В результате политических усилий, направленных на поэтапную борьбу с европейской зависимостью от России, и запрета на морскую перевозку нефти, импорт газа и нефти из Москвы значительно сократился и в настоящее время составляет порядка трети от уровня, наблюдавшегося в начале года. Переходный период перед запретом морской перевозки наряду с исключениями для трубопроводной доставки обеспечили участникам рынка альтернативу, позволили устранить "бутылочные горлышки" в инфраструктуре и модернизировать нефтеперерабатывающие заводы.
Однако продолжающиеся перебои с поставками российского газа грозят усугубить инфляцию и подавить экономическую активность. Поставки по ряду маршрутов уже прекращены.
Хотя ВВП ЕС в первой половине этого года вырос, годовой уровень инфляции в блоке в октябре достиг 11,5%, и рост оказался неравномерным: в некоторых странах были зафиксированы низкие или даже отрицательные показатели. По словам источника, доверие потребителей упало до рекордно низкого уровня, и нельзя исключать перспективу рецессии.
Экспортные ограничения ЕС задуманы с тем, чтобы свести к минимуму влияние на цепочки поставок. Импорт из России упал примерно до 9% от общего объема (по сравнению с 40%-45% до начала боевых действий), при этом поставщиками основных импортных товаров стали Турция, Бразилия, Южная Корея и Индия.
Однако запрет на древесину пришпорил рост цен, и сохраняются проблемы с поставками фанеры и дуба, как показала оценка.
Кроме того, нехватка ряда продуктов наблюдается из-за боевых действий и встречных мер Москвы, а не вследствие санкций. В частности, рухнул импорт редких газов, необходимых для производства чипов, — например, неона и ксенона.
Однако ударов по ключевому сырью, не попавшего под санкции, удалось избежать. Оценка показала, что импорт алюминия, никеля и титана вырос, а палладия и меди немного снизился.
Еще одним уязвимым местом, выявленным конфликтом на Украине, оказалась зависимость ЕС от российских железных дорог и коридоров по грузовым перевозкам из Китая. Эта проблема наверняка скажется на транспортных расходах и усугубит проблемы с воздушными перевозками и трудности с доставкой из китайских портов.
Наконец, согласно оценке, цены на продовольствие и сельскохозяйственные продукты, которые росли по ряду позиций, в ходе конфликта начали падать — отчасти благодаря Черноморской зерновой инициативе и созданию так называемых "дорог солидарности".
Статья написана при содействии Евы Круковской
Автор Альберто Нарделли
Источник inosmi.ru