Фундаментальные параметры спроса и предложения на глобальном рынке нефти складываются в пользу более низких цен в 2024 году, предупреждают аналитики Goldman Sachs. А в Morgan Stanley ситуацию называют «умеренным переизбытком», который, тем не менее, не позволит ценам в среднем упасть ниже $80 за баррель марки Brent в течение всего года , сообщает finversia.ru .

Фото Нефтегазовая промышленность, бизнес и финансы. горнодобывающая, нефтеперерабатывающая промышленность и концепция фондового рынка. двойная экспозиция.

Фото: freepik.com

Добровольные сокращения vs обязательные

– Если вернуться на год назад, то основное внимание уделялось следующему: мягкая посадка или не мягкая посадка ожидает мировую экономику? На что был бы похож спрос? – говорит Сара Кирнан, руководитель отдела продаж сырьевых товаров в Северной и Южной Америке в Global Banking & Markets в Goldman Sachs.

В специальном релизе Кирнан указала, что американские нефтедобытчики не реинвестируют капитал, как раньше, но они по-прежнему стремятся к росту. Сокращение добычи нефти некоторыми членами ОПЕК, тем временем, не кажется таким глубоким, как опасались эксперты.

В Goldman Sachs (GS) прогнозируют, что добыча нефти в США продолжит расти, однако меньшими темпами, чем в 2023 году, поскольку количество действующих буровых установок. Что касается объёмов свободного денежного потока, который американские производители нефти реинвестируют в капитальные затраты, то они снизились существенно. Сегодня лишь 50% кэшфлоу реинвестируется, тогда как 10 или 15 лет назад это было более 120 или 130% (с учётом кредитов).

Отвечая на вопрос, почему сокращения, объявленные ОПЕК+ в ноябре, оказались недостаточными для поддержания цен, эксперт GS отметила, что сокращения были «полностью добровольными», а не обязательными и часть стран-участниц картеля добычу не сократили по факту. По её словам, даже если страны берут на себя обязательства, то наблюдается «некоторый уровень несоблюдения». Что же говорить в случае добровольных?

– В частности речь идёт об Анголе и некоторых других африканских стран, – пояснила аналитик.

Теория $20

Сара Кирнан согласна с теорией ценового барьера в $20. Согласно этой теории, ОПЕК+ устанавливает минимальную цену в районе $70-80 за баррель. Данный уровень соответствует бюджетным потребностям большинства стран-участниц картеля. Однако, если цены начинают выходить из коридора в $90-100, то выгода начинает сводиться на нет в связи с нарастающими дисбалансами.

– Если вы видите, что способность контролировать объём предложения на рынке ослабевает, их способность удерживать этот уровень может оказаться под вопросом. За последний год мы потратили больше времени на достижение нижней границы этого диапазона, чем верхней, даже с учётом роста спроса в 2023 году, – сообщила представитель банка.

Она уверена, что фундаментальные риски спроса и предложения, по-прежнему, в большей степени смещены в сторону понижения, при этом политический риск роста всегда присутствует и подчёркивается недавними событиями, такими как нападения хуситов на судоходство в Красном море.

Однако базовый сценарий ситуации на рынке нефти в 2024 году от GS заключается в том, что огромного роста или каких-либо взрывных движений вверх быть не должно. В тоже время, всегда существует риск какого-то целенаправленного политического события, которое заставило бы инвесторов захотеть приобрести страховку роста.

Умеренный переизбыток

Мартин Ратс, глобальный стратег Morgan Stanley по сырьевым товарам, вспоминает, как около полугода назад специалисты по прогнозированию нефтяного рынка широко обсуждали напряжённую вторую половину 2023 года со значительным сокращением запасов.

Это ожидание частично было обусловлено двумя факторами. Во-первых, сокращения ОПЕК+ и, в частности, дополнительное добровольное сокращение примерно на 1 млн баррелей в день, объявленное Саудовской Аравией ещё в июне, в результате чего добыча в стране достигла 9 млн баррелей в день, что примерно на 10% ниже среднего показателя за первую половину 2023 года. Вторым фактором стал позитивный взгляд на спрос, который в основном неожиданно вырос в первой половине 2023 года. В третьем квартале ситуация на рынке действительно стабилизировалась, и запасы в то время резко сократились. В результате цены на нефть марки Brent выросли и в конце сентября ненадолго достигли $98 за баррель. Однако в четвёртом квартале запасы вновь выросли и спотовые цены к середине декабря упали примерно до $74 за баррель.

– Заглядывая в будущее, мы ожидаем относительно неустойчивого баланса в 2024 году. Рост спроса замедлится, поскольку к настоящему времени благоприятные условия для восстановления после Covid в значительной степени уже иссякли. Несмотря на низкие инвестиции в производственные мощности в последние годы, рост предложения в странах, не входящих в ОПЕК, останется высоким в 2024 году и, вероятно, также в 2025 году, достаточным для удовлетворения всего роста мирового спроса, – подчёркивает Мартин Ратс.

По его мнению, сплочённость ОПЕК+ была устойчивой в последние годы и, вероятно, сохранится и в этом году.

В Morgan Stanley ожидают, что сокращение добычи, согласованное в конце ноября 2023 года, в конечном итоге будет продлено на весь 2024 год, и также не исключают дальнейшего углубления этих сокращений.

– Согласно нашим базовым прогнозам, мы по-прежнему ожидаем умеренного увеличения запасов примерно на несколько сотен тысяч баррелей в день в этом году, и наши первоначальные оценки на 2025 год также предполагают умеренный переизбыток предложения в следующем году, – сообщил стратег.

Эта ситуация, по его словам, неизбежно приведёт к снижению цен на нефть, однако «сильно ниже» $80 за баррель цена не опустится. Для 2025 года это $75 за баррель. Аналитик Morgan Stanley настаивает, что правительства крупнейших экономик будут особенно внимательно следить за ценами, поскольку нефть всегда была проинфляционным фактором.

Автор Федор Чайка

Источник finversia.ru