С начала этого года в Казахстане началось отчисление средств из Нацфонда на счета, созданные для несовершеннолетних граждан. Власти заявляют, что данная мера поможет оплатить их обучение или покупку жилья к моменту достижения совершеннолетия. Однако, чтобы эта идея сработала, необходимо, чтобы Нацфонд пополнялся. Сейчас все идет ровно в противоположную сторону , сообщает exclusive.kz .
Фото: depositphotos.com
Нацфонд, как мы помним, был создан в 2001 году. Он аккумулирует в себе средства, полученные благодаря налогам на добычу и экспорт полезных ископаемых, приватизации госимущества и инвестиционному доходу за счет управления данным фондом. Изначально он заявлялся как фонд накопления для будущих поколений, снижения зависимости экономики от воздействия неблагоприятных внешних факторов и обеспечения стабильного социально-экономического развития страны.
По законодательству, ежегодно определенный объем средств из Нацфонда перечисляется в государственный бюджет в виде гарантированного трансферта. По задумке, он должен быть строго ограничен, а сумму свыше гарантированного объема правительство может получить только в том случае, если обратится в парламент с указанием конкретной цели, обосновав необходимость изъятия из фонда средств, и получит на то одобрение. Таким образом, ожидалось, что средства в Нацфонде ежегодно будут приумножаться. Но реальность оказалась совершенно иной.
В начале 2023 года в Нацфонде было 26,7 трлн. тенге. Из них 2,2 трлн. были переданы гарантированным трансфертом в госбюджет. Этой суммы оказалось недостаточно, и в ноябре 2023 года правительство запросило у парламента разрешение на изъятие в качестве целевого трансферта дополнительных 1,8 трлн. тенге для обеспечения стабильности бюджета.
К сожалению, план по доходам до конца не выполняется. Вместе с тем, учитывая социальную направленность нашего бюджета, мы обязаны финансировать бюджетные проекты, социальные, и инфраструктурные проекты в полном объеме, – объяснял необходимость дополнительного трансферта назначенный в сентябре глава Нацбанка Тимур Сулейменов.
Однако у правительства возникла еще одна «хотелка». Помимо одобренного правительством изъятия государство купило за счет средств Нацфонда акции национальной нефтяной компании «КазМунайГаз» на сумму 1,3 трлн. тенге. Утверждалось, что это необходимо «для того, чтобы компенсировать недостающие налоговые доходы».
Приобретение акций произошло без одобрения парламентом и, хотя о нем и официально объявили, оказалось осуществлено непрозрачным образом – в отчете о поступлениях и использовании национального фонда Минфин об этом не упомянул. Когда же экономисты справедливо обратили на это внимание, пошли «отмазки».
В ряде СМИ отмечается, что 1,3 трлн. тенге были потрачены на покупку акции АО «НК «КазМунайГаз». Данное утверждение является некорректным, поскольку средства Национального фонда в размере 1,3 трлн. тенге были инвестированы в акции КМГ, а не израсходованы. То есть, данные средства нельзя рассматривать как изъятия из Национального фонда. В портфеле Национального фонда появились акции КМГ, являющейся крупнейшей нефтегазовой компанией страны, акции которой стали одними из наиболее ликвидных ценных бумаг эмитентов из Казахстана, демонстрирующие стабильную доходность, как с точки зрения роста их стоимости, так и значительного объема дивидендных выплат, – заявило министерство финансов.
Эксперты назвали такое объяснение со стороны министерства популизмом и игрой со словами.
Релиз Минфина Казахстана является абсолютно популистским и содержит утверждения, которые не соответствуют действительности и тому уже есть доказательства. Во-первых, так называемая инвестиция была «воздушной», поскольку Минфин Казахстана является акционером как у продавца (Фонд Самрук-Казына), так и у покупателя (Нацфонд Казахстана), что в общем-то сложно назвать настоящей инвестицией. Во-вторых, Нацбанк Казахстана как управляющий средствами Нацфонда уже писал, что «средства от реализации акций КазМунайГаза предназначены для последующего перечисления в республиканский бюджет», что прямо указывает на расходование средств Нацфонда. Наконец, уже в своём отчете Минфин показал, что «внеплановые дивиденды» от Самрук-Казына, то бишь средства Нацфонда, поступили в бюджет через статью «доходы от госсобственности», то есть за счет перепродажи доли в нацкомпании «самому себе», – указал в своем Telegram-канале TENGENOMIKA экономист Галымжан Айтказин.
Таким образом, израсходование Нацфонда в 2023 составило 5,3 трлн. тенге. Глава Нацбанка признавался, что это одна из рекордных сумм за все время существования фонда. За такой крупной тратой должно быть большее пополнение фонда. Но что же в действительности?
Поступления от нефтяного сектора в 2023 году составили 4,6 трлн. тенге, то есть на 13,2% меньше трат. Инвестиционный доход за счет управления Нацфондом составил 1,8 трлн. тенге. Суммарно поступления в фонд составили 6,4 трлн. тенге. Совсем незначительное увеличение для фонда, который существует для приумножения активов. Итого количество средств в фонде к началу 2024 увеличилось с 26,7 трлн. только до 29,1 трлн. тенге. Сумма, скромно говоря, не дотягивает до необходимого объема 20% ВВП страны, о котором заявлялось при создании фонда.
Вообще, надо сказать, экономисты давно критикуют применение Нацфонда в качестве «кубышки» для изъятия средств под различные цели. Средства в нем увеличивались только первое десятилетие. Начиная с 2014 года правительство Казахстана, вне зависимости от руководителей Кабмина, стало его рассматривать как дополнительный карман, из которого регулярно доставали деньги для удовлетворения своих «хотелок». Как следствие, фонд практически перестал накапливать средства и впал в стагнацию.
Правительству нужно достичь стабильности бюджета и избавиться от хронической зависимости от трансфертов из Национального фонда. В ближайшее 7 лет активы Нацфонда должны вырасти до 100 миллиардов долларов. Поэтому тратить из него надо меньше, а зарабатывать – больше. Причем проблемы с тем, чтобы «зарабатывать», очевидно, тоже имеют место быть. Инвестиционная доходность Фонда на порядок ниже аналогичных фондов других стран. Поручаю Национальному банку совместно с Правительством внести предложения по совершенствованию управления Национальным фондом, – заявлял президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев на расширенном заседании правительства в декабре 2022.
В апреле 2023 на совещании по вопросам социально-экономического развития страны глава государства также утверждал, что «Нацфонд – это средства будущих поколений» и что власти «должны использовать его ресурсы только в необходимых случаях, в кризисные периоды». Однако эти слова вступают в сильное противоречие с предложенной и впоследствии принятой им идеей отдавать половину инвестиционного дохода Нацфонда детям и с его же собственными словами, сказанными позднее.
Безусловно, сберегательная функция должна быть основной. Ресурсы Нацфонда являются серьезной гарантией финансовой устойчивости в случае непредвиденных вызовов. Вместе с тем часть средств Фонда можно и нужно использовать уже сейчас с целью финансирования стратегических проектов, которые определят облик будущего Казахстана, – заявлял Токаев во время послания народу Казахстана в сентябре 2023.
В сухом остатке мы имеем ситуацию, при которой Нацфонд Казахстана, как обращали внимание аналитики Нацбанка и Halyk Finance, в последние годы не выполняет в полной мере свои основные функции – сберегательную и стабилизационную. И если по поводу стабилизационной ведутся споры (Нацбанк утверждает, что стабилизационная функция используется и превалирует, Halyk Finance считают, что обе функции не работают), то по поводу сберегательной у экономистов единая позиция – эта функция совершенно не исполняется. Одобренный проект «Нацфонд – детям» очередное тому подтверждение.
Напомним, закон о вводе проекта «Нацфонд – детям» был принят Токаевым в ноябре 2023. Согласно нему, начиная с 1 января 2024, каждому несовершеннолетнему гражданину государство будет создавать специальный накопительный счет, средства из которого после достижения совершеннолетия можно будет использовать на приобретение жилья в Казахстане или оплату обучения в вузе. Деньги для перечисления на счета казахстанцев будут ежегодно браться из Нацфонда в размере 50% от среднегодового значения инвестиционного дохода за последние 18 лет, разделенного на количество всех несовершенных граждан.
Например, как озвучивал депутат мажилиса Берик Бейсенгалиев, в период с 2005 по 2023 год среднее значение инвестиционного дохода составило 2,6%, а количество несовершеннолетних граждан на данный момент зафиксировано 6,5 млн. человек. Из них в 2024 году около 260 тыс. человек достигнут совершеннолетия. Они получат за год 160-170 долларов. Весьма немного. Сумма сильно не дотягивает ни до одного квадратного метра жилплощади по текущим расценкам, ни до стоимости года обучения в университете.
Более убедительные суммы смогут получить те, кто в 2024 году только родятся. По оценкам депутатов, рожденные в этом году дети после своего совершеннолетия, которое наступит в 2042 году, получат благодаря данному закону около 3,5 тыс. долларов. Однако есть нюанс – все будет зависеть сугубо от того, насколько Нацфондом будут грамотно распоряжаться.
Проблема проекта «Нацфонд – детям» заключается в том, что он противоречит как самой цели данного фонда, так и другим заявленным в отношении него задачам. С одной стороны президент утверждает, что средства в фонде необходимо накапливать и к концу его президентского срока нужно добиться наличия в фонде суммы 100 трлн. тенге, то есть увеличения почти в 4 раза. С другой стороны, инициатива президента может быть расценена как популистская и в целом позитивная, но малоэффективная. И происходит все это в то время, когда годовой рост средств в фонде даже без всяких проектов еле-еле как происходит хотя бы на 20%, а правительство еще и дополнительно к этому самостоятельно залезает в него, беря деньги на «инвестиции». Как в таких условиях возможно успеть все, везде и сразу?
Вообще проект «Нацфонд – детям» был вдохновлен примером нефтяных держав ОАЭ и Кувейта, где власти примерно подобным образом передают детям, достигшим совершеннолетия, средства, полученные благодаря нефтяным налогам. Однако существенная разница заключается в том, что данные выплаты не зависят от хаотичных действий властей и непостоянных показателей.
Например, в ОАЭ в случае рождения мальчика выплата является не накопительной, а одномоментной, за факт рождения. Причем сумма эта значительно выше, чем обещают в Казахстане, – не 3 тыс. долларов, а 50 тысяч. В случае рождения девочки назначается ежемесячное пособие, размер которого также весомо итоговый размер помощи в РК за счет трансфертов из Нацфонда. Полученные средства помогают приобрести полноценный дом или виллу.
В Кувейте, как и в Казахстане, механизм помощи гражданам реализован через фонд, куда отчисляется 10% от доходов нефтедобычи. Из этого фонда государство берет средства на предоставление сверхдешевых кредитов на свадьбы и на выплаты детям. И если в Казахстане, как указывалось ранее, граждане получат 3 тыс. долларов лишь при достижении 18 лет, то в Кувейте 3 тыс. долларов является начальным взносом на счет ребенка. К совершеннолетию сумма может вырасти до 100 тысяч.
А пока механизмы обращения с Нацфондом в Казахстане не меняются и остаются непрозрачными, и правительство может спокойно брать оттуда деньги, даже не упоминая это в своей отчетности, инициатива о перечислении средств из данного фонда детям так и останется популизмом, едва ли приносящим значимого результата и улучшающим положение граждан.
Автор Максим Елизаров
Источник exclusive.kz