Частный сектор должен сам определять, какой бизнес будет иметь международную конкурентоспособность, полагает аналитик Санжар Калдаров, сообщает kapital.kz.
Фото: depositphotos.com
Недавно ОЭСР опубликовало исследование, в котором анализируются меры по диверсификации экспорта Казахстана в целом и через призму малых и средних предприятий (МСП). Анализ ОЭСР показывает, что несмотря на наличие трансрегиональных коридоров и институциональной основы, стране пока не удалось в полной мере реализовать потенциал в области диверсификации экспорта. На сегодня лишь небольшая часть казахстанских МСП экспортируют свою продукцию, а результаты политики в этой сфере только изредка мониторятся госорганами. Решение данных проблем требует концептуального пересмотра текущей политики государства, а также более активного вовлечения частного сектора.
Рост экономики Казахстана по-прежнему сильно зависит от экспорта сырьевых товаров, в частности углеводородов. По оценкам ОЭСР, в 2023 году объем несырьевого экспорта страны составил менее 15% от общего экспорта. По нашей оценке, годом ранее доля несырьевого экспорта составляла около 13%. Причем если из данных оценок убрать реэкспорт товаров в Россию, значения могут быть еще меньше. Доля МСП в экспортных доходах и экспортных предприятиях в Казахстане заметно ниже, чем в развитых странах. Например, в Германии на долю МСП приходится примерно 97% всех предприятий-экспортеров и около 24% совокупных экспортных доходов. Хотя для Казахстана ОЭСР приводит показатели в 75% (доля в составе экспортеров) и 25% (доля в экспортных доходах), на наш взгляд, их реальные значения существенно ниже из-за неправильного определения МСП в статистике, которое не учитывает обороты. При этом, как подчеркивает ОЭСР, многие местные МСП-экспортеры являются не производителями, а лишь посредниками крупных предприятий нефтяной и аграрной промышленности.
Вместе с тем государство уже долгие годы пытается проводить политику в области диверсификации экспорта. Так, на национальном уровне была создана институциональная экосистема, направленная на наращивание экспортного потенциала предприятий и предоставление им финансовой помощи. Она охватывает институты, которые отвечают за разработку и реализацию экономической политики (Министерство торговли и интеграции РК), а также широкую сеть квазигосударственных и частных субъектов, предоставляющих экспортерам различные услуги и поддержку (QazTrade, KazakhExport, Внешнеторговая палата Казахстана и т.д.) В последние годы Казахстан также все чаще использует цифровые торговые порталы для продвижения экспорта и стремится расширить их сферу охвата. Сюда можно отнести Единое окно для экспортно-импортных операций, Торговый портал Казахстана, портал АСТАНА-1, систему таможенного оформления Keden и другие.
Как мы не раз подчеркивали, война в Украине дала толчок Казахстану к диверсификации торговых, транспортных и транзитных маршрутов. Доклад ОЭСР также акцентирует на это внимание, отмечая, что на региональном уровне Казахстан значительно усилил меры взаимодействия с соседними странами для использования возможностей трансрегиональных коридоров. Правительство активно реализует планы по развитию центров трансграничного сотрудничества, а с недавних пор большое внимание уделяется работе трансграничного хаба Каспийский узел, куда входят порты Актау и Курык и СЭЗ, в контексте развития Среднего коридора.
Тем не менее, Казахстану в целом пока не удалось полностью реализовать потенциальные выгоды от усилий по диверсификации экспорта. Как отмечает ОЭСР, реформы за годы независимости не привели к сколь-либо заметной диверсификации экспортной корзины, где, как указывалось выше, преобладают сырьевые товары. Подобная зависимость от экспорта сырья отражает низкий уровень конкурентоспособности в перерабатывающих секторах и препятствия эффективным транспортным связям, с которыми предприятия сталкиваются в международной торговле. Это также отражает и усугубляет слабое развитие частного сектора и в особенности МСП. Барьеры в производительности и связности делают вклад МСП в экспорт небольшим не только по сравнению с развитыми странами, но и даже с соседними странами, как Кыргызстан и Узбекистан.
Характер экспортной корзины и более высокие торговые издержки, обусловленные отсутствием выхода к морю, также проявляются в снижении участия Казахстана в глобальных цепочках создания стоимости (ГЦСС) в последние десятилетия. Хотя Казахстан очень тесно интегрирован в экспортные цепочки других государств в качестве поставщика первичных и промежуточных ресурсов, обратная интеграция страны в ГЦСС очень слабая: по оценкам ОЭСР, с 2008 по 2022 годы доля иностранной добавленной стоимости в экспорте Казахстана снизилась с 18.3% до 14,6%, что значительно ниже среднего показателя по ОЭСР (26.7%). В то же время показатель участия Казахстана в ГФСС через внутреннюю добавленную стоимость, обусловленную конечным зарубежным спросом, в 2020 году составил 25,8%, тогда как в ОЭСР он составляет 29,8%.
Возвращаясь к теме МСП, анализ ОЭСР показывает, что только небольшая часть МСП в Казахстане экспортируют свою продукцию, тогда как результаты деятельности по диверсификации экспорта слабо контролируются ответственными государственными органами. Текущие меры государства не учитывают нужды и потребности МСП, а некоторые механизмы по продвижению экспорта, такие как мониторинг и оценка, брендинг и отдельные финансовые инструменты, еще даже не разработаны. Анализ также демонстрирует, что трансграничные хабы по типу Каспийского узла сдерживаются пробелами в инфраструктуре и сложными процедурами торговли. Решение вышеуказанных проблем потребует целенаправленных мер от государства, особенно для поддержки интернационализации (адаптации продукции под глобальный рынок) действующих МСП-экспортеров. Вместе с тем, как отмечает ОЭСР, более обширное вовлечение частного сектора в разработку, реализацию и оценку инструментов и мер политики может помочь повысить их эффективность.
От себя хотим добавить, что, как мы ранее писали, слабая диверсификация экспорта Казахстана является одним из результатов перехода промышленной политики страны от рыночных подходов к командно-административным методам с центральной ролью государства. Начиная с 2008 года, используя нефтяные деньги, накопленные в Нацфонде, государство стало замещать собой рынок, определяя какие товары, предприятия либо отрасли экономики могут стать «прорывными» для индустриализации и диверсификации страны. Хотя в последние годы промышленная политика стала фокусироваться на несырьевом экспорте, меры поддержки бизнеса, указанные в госпрограммах, противоречат цели экспортной ориентированности, являясь по сути мерами по импортозамещению (самодостаточности). На наш взгляд, для диверсификации экспортной корзины властям необходимо прекратить подобные пагубные практики. Частное предпринимательство в конечном итоге должно само определять, какой бизнес в Казахстане будет иметь международную конкурентоспособность.
Автор Санжар Калдаров
Источник kapital.kz