Финансы – это кровь экономики, которая течет даже когда проливается реальная кровь на фронтах. О великих должниках, которые изменили мир, сообщает prodengi.kz.
Фото:depositphotos.com
Гай Юлий Цезарь
Гай Юлий Цезарь, чье имя стало синонимом слова «император», был едва ли не самым знаменитым должником Древнего Рима. Его долги можно было измерить тоннами серебра и золота.
В начале политической карьеры Гай Юлий Цезарь, можно сказать, жил за счет кредиторов. Он постоянно избирался на государственные должности и все занятые деньги тратил, завоевывая внимание избирателей: например, организовывал зрелищные игры, бесплатно раздавал хлеб. Делая ставку на молодого и перспективного политика, кредиторы понимали, что их вложения хоть и долговременны, но выгодны: Цезарь должен был расплачиваться военными трофеями или политическими решениями в пользу своих заимодателей.
Но когда Цезарь задолжал кредиторам 830 талантов, они не захотели выпускать его из Рима. В то время в Римской республике один талант приравнивался к 32,7 килограмма серебра, а денежной единицей страны был серебряный денарий. То есть Цезарю следовало вернуть долг в 27 с лишним тонн драгоценного металла! Только поручительство одного из самых богатых людей — Марка Лициния Красса, победителя Спартака, — позволило Цезарю выехать в Испанию, где он был наместником.
Многотонные вложения в конце концов оправдали себя: благодаря умелой «работе с избирателями», Цезаря выбрали консулом — и вечный должник уверенно двинулся к своей будущей единоличной власти над Римом.
Филип Красивый и разгром тамплиеров
Рыцарский орден тамплиеров известен не только своими ратными подвигами. Храмовники оказались искусными финансистами и сумели выстроить мощнейшую банковскую империю. Им задолжала вся Европа — от простых людей до могущественных правителей. Богатства тамплиеров росли стремительно, и казалось, что вскоре орден станет самой влиятельной организацией на континенте. Рыцари не учли одного. Короли жадны и завистливы, платить по счетам они не любят. Так, изобретатели чеков и мастера двойной бухгалтерии — тамплиеры — стали жертвой собственного могущества.
Рыцарям выдавались ссуды на льготных условиях под 10 процентов годовых. В то время как другие кредиторы предлагали взять деньги под 40 процентов. Кредит тамплиеров выдавался под залог «земли и плодов ее». Рыцари закладывали свои замки вместе с натуральным хозяйством и часто расплачивались с орденом как раз курами, свиньями и прочим продовольствием. Это позволяло ордену заниматься благотворительностью — полученные товары шли на кухни для бедняков.
Бюджет ордена оценивался примерно в 8 миллионов ливров. Казна Франции в те годы составляла 2 миллиона ливров. Это был пик могущества тамплиеров.
Возросшее могущество ордена не могло остаться безнаказанным. Королей возмущала вольница храмовников, которые не подчинялись светским властям. Церковные власти, в свою очередь, также теряли над ними контроль. В итоге французский король Филипп IV Красивый (он же Красноносый), который был одним из самых крупных должников ордена, и Папа Климент V быстро нашли общий язык.
Рыцарей обвинили в заговоре против европейских королей и ереси. В частности, им вменялось отречение от Христа и поклонение Бафомету — дьяволу. С согласия Папы Римского и при активном участии Филиппа IV тамплиеров арестовывали по всей Европе. Разгром ордена, начавшийся в 1307 году, длился несколько лет. По сфабрикованным делам рыцарей бросали за решетку или ссылали в монастыри.
В 1312 году тамплиеры были распущены, вся их собственность была передана лояльному Папе ордену госпитальеров. Филипп IV также присвоил себе значительные богатства. Рейдерский захват прошел успешно. Через два года с храмовниками расправились окончательно. Верхушка ордена отказалась от показаний, данных под пытками, и настаивала на своей невиновности. Их приговорили к сожжению на костре, как повторно впавших в ересь.
Эдуард III и 100 лет войны
Английский король Эдуард III решал финансовые проблемы радикально. Чтобы погасить огромный долг перед банкирами, он развязал столетнюю войну с Францией.
Эдуард III должен был отдать банкирским семьям Барди и Перуцци из Флоренции в общей сложности огромную сумму — около 1,5 млн золотых флоринов.
Учитывая доход английского бюджета, который тогда насчитывал 60 тыс. фунтов, Англии понадобилось бы несколько столетий, чтобы расплатиться с флорентийцами. Другой вариант — несколько победоносных войн с добычей. Эдуард III надеялся отдать долг, получив французское королевство, тем более, будучи близким родственником тамошних королей, он вполне мог претендовать на их престол. Однако война с Францией затянулась, и в конце концов Эдуард решил объявить «суверенный дефолт»: в 1345 году банкирам официально сообщили, что Англия выплатить долги не в состоянии.
Источник prodengi.kz