С января по сентябрь россияне и бизнес оплатили с помощью QR-кодов покупки на 2,6 трлн рублей, с помощью биометрии — на 7,8 млрд рублей, сообщил Центробанк. Регулятор впервые опубликовал данные по этим платежным инструментам. В этом году в России стали чаще использовать для оплаты QR-коды и биометрию и реже карты, отмечает ЦБ.

Здание Центрального банка России — стоковое фото

Фото: depositphotos.com

С января по сентябрь россияне и бизнес оплатили с помощью QR-кодов покупки на 2,6 трлн рублей, с помощью биометрии — на 7,8 млрд рублей, сообщила пресс-служба Центробанка. Регулятор впервые раскрыл данные по этим платежным инструментам,сообщает forbes.ru со ссылкой на внимание РБК.

«Граждане и бизнес стали чаще использовать для оплаты QR-коды и биометрию», — отмечает ЦБ. При этом объем операций по картам за девять месяцев этого года снизился по сравнению с тем же периодом 2023-го.

Кроме того, в январе-сентябре по сравнению с аналогичным периодом прошлого года почти удвоился объем платежей электронными денежными средствами, с которыми активно работают маркетплейсы, рассказали в ЦБ. «Тренд на рост безналичных операций сохраняется», — констатировал Банк России.

В конце июня Национальная система платежных карт (НСПК, оператор системы быстрых платежей) объявила о запуске пилота универсального QR-кода. Тогда же о работе над единым платежным QR-кодом, который бы работал на базе мульти-QR «Сбера», заявили Сбербанк, Альфа-банк и Т-Банк.

В октябре ЦБ направил в Минфин предложения, согласно которым банки должны будут использовать только QR-код на базе НСПК. В ноябре соответствующий законопроект был внесен в Госдуму.

Глава Сбербанка Герман Греф 6 декабря по этому поводу заявил, что предложения регулятора «уже заходят за все красные и зеленые и все остальные буйки в части бизнеса». Он рассказал, что в ответ на обвинения в попытке «монополизировать» QR-код «Сбер» создал альянс с Альфа-банком, Т-Банком и Газпромбанком, чья доля в обороте эквайринга превышает 80%, передал в него все права на технологии эквайринга и банки-партнеры подключены к системе. «Тем не менее ссылка на платежный стикер у нас будет монопольной в государстве, внесен закон на эту тему, это беспрецедентная вещь», — подчеркнул он.

Глава крупнейшего российского банка признал, что чрезмерная зарегулированность «отбивает всякое желание заниматься инновациями», при том что российские банки способны решать задачи, которые больше никому не по плечу. При этом, по словам Грефа, сам ЦБ, выстроивший систему платежных карт и систему быстрых платежей, «совсем перебирает с игрой в бизнес». «Угроза на этом рынке — это регулятор, и против лома нет приема», — подчеркнул он.

В ответ ЦБ заявил, что монополизация универсального платежного QR-кода грозит серьезными перекосами на рынке и позволит крупнейшим игрокам диктовать свои условия. «Если же правила игры устанавливаются игроками, занимающими львиную долю этого рынка, и в их интересах, то о здоровой конкуренции речь не идет», — говорилось в пресс-релизе ЦБ (цитата по «Интерфаксу»).

Автор Катя Загвоздкина

Источник forbes.ru