На брифинге в СЦК зампредседателя Агентства по регулированию и развитию финансового рынка Мария Хаджиева заявила, что вопрос страхования от стихийных бедствий еще прорабатывается. Однако, уже можно готовиться к тому что оно будет обязательным. Зачем это надо, сколько придется платить, и кто будет управлять страховыми деньгами,сообщает ulysmedia.kz.
Коллаж Ulysmedia
Почему вводят обязаловку
О необходимости страхования жилья от стихийных бедствий в Астане заговорили после мощных паводков 2024 года. Ликвидация последствий обошлась государству примерно в 300 млрд тенге. И основная часть расходов пришлась на ремонт, строительство и приобретение нового жилья для пострадавших казахстанцев. На брифинге в СЦК зампред АРРФР Мария Хаджиева акцентировала, что сейчас о деталях говорить рано, но все-таки оговорилась, что страховку на жилье, а скорее всего и на коммерческие объекты, оплачивать придется всем.
- Агентством совместно с правительством ведётся работа по созданию и внедрению обязательного страхования жилья от рисков стихийных бедствий. Будет ли оно обязательным, это будет решать правительство с учётом тех предложений, которые выработаны агентством и министерствами в рамках рабочей группы. Совместно с международными институтами развития рассматриваются сейчас различные модели страхования катастрофических рисков, привлечена техническая помощь Азиатского банка развития и Всемирного банка, - сказала Ходжиева.
На сайте «Открытые НПА» пока есть только консультативный документ к будущему законопроекту. И из него можно почерпнуть несколько фактов. Во-первых, 75% территории страны подвержено высокому риску стихийных бедствий. Паводки грозят двум городам республиканского значения и шести областям. А землетрясения могут ударить опять же по двум мегаполисам и по 13 областям. При этом ситуация с готовностью казахстанцев страховать недвижимость аховая. В целом по стране от природных катастроф застраховано всего 3,2% объектов недвижимости. В Алматы, где угроза землетрясения наиболее высокая - 7,7%.
Причина такой несознательности граждан, которая в случае буйства стихий приводит к финансовым потерям бюджета, объясняется так - страховой рынок Казахстана очень молодой, а страховая грамотность населения недостаточно развита. Хотя о молодости рынка и низкой грамотности населения говорили еще лет 20 назад. И, видимо, после паводков прошлого года, решили, что населению дали досрочно времени на страховое образование, поэтому пора включать обязаловку.
Страховщиков не обидят
Традиционно чиновники ссылаются на международный опыт, и действительно в мире достаточно стран, где страхование имущества является обязательным уже многие десятилетия. Ввели его и соседи, например, в Кыргызстане без наличия оплаченной страховки, квартиру продать невозможно. В консультативном документе прописаны и предполагаемые риски от внедрения обязательной страховки. Их немного. Например, граждане могут воспринять новый вид выплат не как благо, а как дополнительную налоговую нагрузку. Эту проблему собираются решать за счет «информационно-разъяснительной работы среди населения». Так что к концу года можно ожидать всплеск выступлений членов правительства, депутатов, различных проправительственных экспертов и так далее. Вопрос насколько они будут убедительны, поскольку прежние разъяснительные компании особой эффективности не показывали.
Еще одной проблемой консультанты видят возможное снижение прибылей страховых компаний – раз страхование имущества станет обязательным, то и клиентов у них поубавится. А речь идет о сотнях миллионов тенге. Так по итогам 2024 года страховые компании собрали 231,1 млн тенге по договорам добровольного страхования имущества, а выплатили 66,1 млн тенге. И чтобы бизнес не обидеть, в обязательную страховку, скорее всего, войдут только землетрясения, наводнения, паводки и природные лесные пожары. То есть кровля крыши, сорванная ураганом, страховым случаем считаться не будет. За страхованием недвижимости на этот случай придется дополнительно обращаться в частную компанию.
Вопрос кошелька
Пока, как несколько раз подчеркнула на брифинге Мария Хаджиева, о деталях говорить рано, поэтому вопросы будем задавать, когда законопроект появится в открытом доступе. А вопросов много.
Например, категории граждан, получающие госпособия, наверняка сами платить не будут. За них это будет делать государство. Казахстан, конечно, социально ориентированная страна, но расходы бюджета в этом году на социальную сферу составят не менее 9,5 трлн тенге. А это почти 40% от всех бюджетных расходов. Причем на развитие реального сектора экономики выделено всего 2,2 трлн.
Деньги от обязательного страхования будут стекаться в некое «юридическое лицо», скорее всего акционерное общество, с участием государства. Ладно если это участие будет выражаться в 100% доле, а если нет? Войдет ли в состав акционеров частный бизнес, на каких основаниях и чем он будет мотивирован?
- Есть варианты, когда акционерами являются страховые организации, в мире есть такой опыт. Но в основном это государственные компании, как я упоминала, есть такие фонды во Франции, в Германии, в Испании - там основным акционером является государство. Страховые компании в этом бизнесе участвуют в основном на этапе сбора страховых премий и на этапе выплат. Во многих странах они участвуют в процессе оценки, того ущерба, который понесло население, - объяснила Мария Хаджиева.
Что касается обязательных страховых взносов, то она, опять же сославшись, что законопроект еще не готов, цифры не озвучивала. Однако в консультативном документе четко сказано:
- По предварительной оценке, стоимость такого страхования приближена к сумме имущественного налога с установлением минимального и максимального пределов (от 1 000 тенге до 20 000 тенге). На первом этапе страховые выплаты будут обеспечивать покрытие расходов пострадавших от катастроф граждан только на первоочередные нужды в 500-кратном размере от уплаченной страховой премии (при платеже 1 000 тенге выплата будет 500 000 тенге, при взносе в 20 000 тенге выплата составит 10 млн тенге).
Понятно, что в случае чего 500 тысяч не та сумма компенсации, которая покроет ущерб от снесенного стихией дома. Здесь надо учесть, что обязательное страхование, всего лишь один из финансовых инструментов ликвидации последствий. И недостающие суммы для ремонта или строительства нового дома покроются за счет спецфонда МЧС или опять же из бюджета. Вопрос в другом, в документе также сказано, что «по мере накопления средств будут возмещаться расходы на ремонт и приобретение нового жилища».
То есть можно предположить, что страховые деньги не будут лежать мертвым грузом, скорее всего их отдадут в управление Нацбанку, который будет инвестировать так же, как в случае с пенсионными накоплениями. При этом большую часть пенсионки Нацбанк держит в государственных ценных бумагах. И со следующего года, после введения нового налогового кодекса, доход с этих бумаг будет облагаться 10% налогом.
Автор Игорь Клевцов
Источник ulysmedia.kz