Торговая война США с Китаем может закончиться сделкой — Дональд Трамп снизил пошлины на китайский импорт до 30%, а Китай и вовсе опустил их до 10%. Партнер Capital Lab Евгений Шатов рассказывает о том, почему даже временное снижение тарифов сейчас очень важно для американской экономики. И дело тут не только в инфляционных рисках: реакция инвесторов на резкий рост пошлин заставила говорить о снижении доверия к доллару и опасных тенденциях на рынке госдолга США
Фото: EPA / TASS
Дональд Трамп начал атаку на Китай практически сразу после начала своего второго президентского срока: после поэтапного повышения пошлин на китайский импорт и череды ответных мер со стороны Пекина тариф на китайские товары в США достиг 145%, тогда как американский импорт столкнулся с пошлиной в 125%. Для двух крупнейших экономик мира, чей товарооборот в 2024 году составил почти $700 млрд, такие драконовские пошлины означали бы неминуемый крах торговых отношений.
Ждать разрешения ситуации пришлось около месяца — 12 мая страны договорились о временном снижении размера пошлин: до 30% на импорт товаров из Китая и до 10% — на американский импорт. Как сказано в указе Трампа, 90-дневное изменение тарифов вводится «в знак признания намерений КНР содействовать разрешению чрезвычайного положения в стране». Китай также, в свою очередь, отменил либо приостановил все нетарифные контрмеры, которые были введены с начала апреля.
Пошлины и цены
Однако говорить о завершении торгового конфликта двух стран нельзя. И не только потому, что впереди еще сложные переговоры. Всего за месяц повышенные пошлины успели повлиять на американский рынок. К примеру, популярные в США китайские маркетплейсы Shein и Temu вынуждены были увеличить цены на многие товары — отдельные позиции выросли более чем вдвое. По данным СМИ, объем поставок китайских товаров в США в апреле снизился на 21%. Экспорт американских компаний в КНР также сократился — на 14%. Особенно сильно торговая война бьет по сельскому хозяйству: в прошлом году экспорт соевых бобов из США достиг $26 млрд, и 49% поставок пришлись на Китай. В экспорте мяса и птицы доля Китая меньше, но все равно заметна — 13% из $26 млрд. 30% поставок американского хлопка также идут на китайский рынок.
Главными китайскими товарами, поставляемыми в США, в прошлом году стали смартфоны, ноутбуки и литиево-ионные батареи. 70% импортных смартфонов на американском рынке были произведены в КНР. Глава Apple Тим Кук уже успел заявить, что тарифы Трампа могут стоить компании $900 млн только во II квартале этого года. 90% iPhone по-прежнему поставляются в США с территории Китая, поэтому компания очень зависима от тарифной политики обоих государств.
Рост цен на импортные товары неизбежно скажется на инфляции. По итогам апреля потребительские цены в США выросли на 2,3% по сравнению с прошлым годом, что меньше, чем в марте. Однако можно ожидать смены тренда в ближайшие месяцы, поскольку розничные торговцы начнут пополнять запасы товарами, импортированными уже после повышения пошлин.
Неожиданность от инвесторов
До сих пор все действия по «освобождению» США от несправедливых отношений с партнерами не привели к обещанным Трампом результатам: несмотря на все его угрозы, ЕС и Китай не побоялись ввести ответные меры на импортные пошлины. Возможно, в более длительной перспективе некоторые компании и начнут перенос производств на территорию США, но пока это выглядит экономически неоправданным. При этом повышение тарифов уже привело к тому, что торговые партнеры США задумались о диверсификации экспорта и снижении зависимости от американского рынка.
К тому же негативные эффекты для американской экономики оказались, похоже, более масштабными, чем первоначально ожидалось. Помимо стандартных при повышении барьеров для импорта прогнозов роста инфляции, эскалация торговой войны выявила и другие риски. Обвал фондовых индексов, последовавший за резким повышением пошлин 2 апреля, сопровождался необычной ситуацией: инвесторы после падения акций, вопреки ожиданиям, не стали вкладывать средства в американские облигации, как это традиционно происходило в моменты кризисов. В результате курс доллара стал снижаться из-за сомнения игроков в американской финансовой системе в целом и в устойчивости доллара как резервной валюты в частности. Все это не могло не повлиять на достаточно скорое достижение временного соглашения с Китаем — Белому дому пришлось проявить гибкость для стабилизации обстановки.
Новости о временном снижении пошлин вызвали позитивную реакцию фондового рынка: Dow Jones закрылся ростом на 2,81%, S&P 500 вырос на 3,26%, а Nasdaq Composite подскочил на 4,35%. Каждый из трех основных индексов показал самый большой однодневный прирост за месяц. Добавляет позитива инвесторам и тот факт, что, по словам американского министра финансов Скотта Бессента, США и Китай ввели в действие механизм, позволяющий избежать повторного взаимного повышения пошлин, то есть можно надеяться, что худшее уже позади. Однако временный характер договоренности не дает нормально планировать закупки товаров, особенно с учетом немалого времени доставки продукции из одной страны в другую — путь морского контейнера из Китая в США может занимать около полутора–двух месяцев.
Автор Евгений Шатов
Источник forbes.ru