После террористической атаки на петербургское метро 3 апреля 2017 года, унесшей жизни 14 человек, в российских СМИ начали появляться весьма противоречивые комментарии финансовых аналитиков о влиянии этого трагического события на фондовый рынок и рубль. Одни считают, что Россия, которая вновь стала мишенью для террористов, теперь перестанет быть привлекательной для иностранных инвесторов, и это приведет чуть ли ни к новому краху рубля и обвалу на фондовой бирже, а частным инвесторам и далеким от биржевых спекуляций гражданам опять стоит готовиться к затяжному экономическому кризису и потуже затягивать пояса. Другие уверены, что негативное влияние теракта на фондовый рынок будет незначительным и продолжится очень недолго. Третьи полагают, что инвесторы, работающие на российских рынках, стали настолько циничными после целой серии терактов в России за последние 20 лет, что биржевые индексы и рубль просто проигнорируют это событие. А четвертые верят, что рынки циничны по своей природе и даже в Европе и США, которые тоже нередко становились мишенями для террористов, влияния на финансовые рынки такие события не оказывают. Что же делать простому инвестору, кому верить? Давайте спокойно проанализируем влияние наиболее резонансных терактов в мире на международные и российский финансовые рынки.
Пожалуй, самым громким во всех смыслах этого слова терактом, потрясшим все мировые рынки, стала атака смертников с помощью гражданских самолетов на «башни-близнецы» Всемирного торгового центра в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года. В результате четырех террористических атак на административные здания в США погибло почти 3000 человек, несколько десятков пропали без вести. Теракт 9/1/1, как его потом назвали американцы, оказался самой масштабной атакой террористов на мирное население в истории США и всего мира. В день, когда стало известно о теракте, в Европе был уже вечер, и биржи были закрыты, однако на следующий день европейские и многие азиатские фондовые индексы рухнули. В США 11 сентября индекс Dow Jones закрылся в очень слабом минусе (-0,08%), однако торговый день в Америке оказался неполным – биржевые торги в США из-за террористической угрозы остановили, и в течение трех дней биржи в США не работали. В отсутствие ориентиров несколько дней падали акции на развивающихся рынках, а российский валютный индекс РТС за неделю с 10 по 14 сентября опустился на 6,5%, до отметки ниже 200 пунктов. Однако интересно, что доллар к мировым валютам не сильно упал, при этом рубль даже немного укрепился к доллару. Поддержку рублю, скорее всего, оказала растущая нефть, пока российский фондовый рынок пытался угадать, куда пойдут американские индексы и падал в отсутствие значимых ориентиров из-за рубежа.
А как реагировали мировой и российский фондовый рынок на самые резонансные теракты против мирного населения в российской новейшей истории? Такой серией терактов стали взрывы жилых домов в сентябре 1999 года. За 12 дней «черного сентября» 1999 года террористами было взорвано четыре жилых дома в трех российских городах – Буйнакске, Москве и Волгодонске. В результате террористических атак погибло 300 человек, более 1700 получили ранения, десятки людей пропали без вести. За это время индекс РТС рухнул почти на 7%, провалившись ниже 100 пунктов, и достиг почти своих исторических минимумов. Рубль тоже временно ослаб. Однако мировые финансовые рынки российскую трагедию проигнорировали. Да и вообще, в 1999 году мир ждал развала России, и тогда никто не предполагал, что к власти придет Владимир Путин, и через несколько лет мир увидит совершенно иную Россию.
Уже в более стабильные «нулевые» годы Россию, и в первую очередь российскую столицу, сотряс еще один резонансный теракт – захват заложников в ранее малоизвестном московском театре во время представления мюзикла «Норд-Ост», который, по печальной иронии судьбы, уже забыт, но дал название трагедии, которую помнят все. В течение нескольких дней, с 23 по 26 октября 2002 года, террористы удерживали в заложниках несколько сотен человек, в том числе десятки детей, зрителей и актеров мюзикла. Большинство заложников в результате штурма здания были освобождены, а все террористы убиты, однако большого числа жертв при освобождении заложников избежать не удалось (по официальным данным, погибло более 100 человек, в том числе несколько детей). Как отреагировали рынки на эту трагедию в Москве? Мировые рынки трагедию проигнорировали, а в России, за все время, пока заложники не были освобождены, индекс РТС понемногу снижался, опустившись в результате на 1,3% до 352 пунктов. Фондовый рынок и рубль могли бы упасть сильнее, однако определенную поддержку им оказал рост мировых цен на нефть.
Однако через некоторое время после трагических событий в России террористические атаки начали сотрясать и некогда стабильную Европу. Масштабное наступление террористов на Европу началось с крупного теракта в Лондоне 7 июля 2005 года. В результате четырех совершенных смертниками взрывов на нескольких станциях метро и в автобусе в общей сложности погибло 70 человек и более 700 было ранено. Такого взрыва и такого числа жертв Лондон не знал со времен второй мировой войны. В этот день британский фондовый индекс FTSE 100 упал на 1,36%, снизился и фунт по отношению к доллару. Однако остальные мировые рынки, в том числе и российский, на эту атаку на мирное население европейской страны не обратили почти никакого внимания. Российскому рынку оказала поддержку растущая нефть, а остальная Европа проигнорировала трагедию Лондона, индексы континентальных европейских стран умеренно росли. Видимо, европейские биржевые спекулянты посчитали, что это исключительный случай, и больше в стабильной Европе такого не повторится. Они были неправы, как показало время.
Через 10 с небольшим лет после взрывов в Лондоне и через 13 лет после «Норд-Оста» в Москве крупная террористическая атака ударила по благополучному некогда Парижу. 13 ноября 2015 года одновременно произошли взрывы на стадионе во время футбольного матча, расстрел террористами посетителей нескольких кафе и нападение группы террористов на концертный зал «Батаклан», в котором шел рок-концерт. В результате террористической атаки погибло более 130 человек, ранено более 350. На первый взгляд подобная трагедия, которой Париж, так же, как и ранее Лондон, не знал со времен второй мировой войны, должна была обрушить французский и остальные европейские фондовые рынки. Однако основной биржевой индекс Франции САС 40 снизился на этом событии только на 1% (лондонский индекс во время теракта потерял более 1%!), такую же динамику показал лондонский FTSE 100, индекс Немецкой биржи DAX упал только на 0,7%, а вот сильнее всех «солидарность» с пострадавшим Парижем выразил американский индекс Dow Jones, который упал на 1,16%. При этом российский индекс РТС не упал, а вырос на 1,1%, да еще и рубль, несмотря на кризис, временно укрепился по отношению к евро.
Что же случилось? Может быть, выросла нефть? Однако нефть продолжала падать. Или россиянам безразличны проблемы европейцев? Ни в коем случае! В этот же день сотни москвичей и гостей столицы пришли к посольству Франции с цветами и зажженными свечами, Москва погрузилась в траур вместе с Парижем. Просто разнонаправленная реакция мировых рынков на трагедию в Париже, равно как и на многие другие террористические атаки, была вызвана тем, что на фондовые и валютные рынки разных стран всегда влияет совокупность различных факторов экономических, политических, поведенческих и т.д. По всей видимости, для других рынков, кроме американского и французского, в тот момент времени более значимыми оказались другие факторы.
Важно отметить, что противоречивое, порой даже парадоксальное поведение фондовых индексов и валютного рынка во время или после теракта в той либо иной стране – это не новость. Еще в сентябре 2004 года на страшную трагедию Беслана российский индекс РТС отреагировал достаточно цинично, с точки зрения человека, в фондовом рынке не разбирающегося. То есть на само событие индекс РТС отреагировал вяло, снизившись на 0,16%, однако после того, как трагедия закончилась, и террористы были побеждены, индекс поднялся на 0,8%. На что реагировал рынок? На победу России над террористами? Или всего лишь проигнорировал страшную цену, которую заплатили «матери Беслана» и Россия в целом за эту победу? Скорее всего, этот вопрос так и останется без ответа. Ведь на фондовый рынок влияет целая совокупность факторов, и некоторые из них оказываются для рынка в моменте важнее, чем террористические атаки. Так, в сентябре 2004 года полным ходом шел процесс реформирования отрасли энергетики, а российский фондовый рынок в то время был представлен в основном именно энергетическими компаниями. Сообщения о реформе, прозвучавшие в начале сентября 2004 года, оказались для рынка, как это ни печально, с точки зрения простого обывателя, важнее, чем произошедшая в стране трагедия.
Аналогично мировые и российский рынок, в том числе, достаточно сдержанно отреагировали на теракт в Ницце в 2016 году, недавний теракт в Лондоне в марте этого года. И нынешний теракт в Санкт-Петербурге, похоже, уже отыгран российским рынком. Есть в России пословица: «война войной, а обед по расписанию». Проведенный анализ реакции мирового финансового рынка на разные виды терактов показывает, что для фондового рынка важнее иные факторы, преимущественно макроэкономические и отраслевые, чем та или иная террористическая атака. Рынок – живая, развивающаяся структура, которая может в моменте проявить эмоции, но далее возвращается к своей повседневной работе. А повседневной борьбой с терроризмом должны заниматься правоохранительные органы.
Источник: alpari.ru