Долговой кризис еврозоны продемонстрировал острую необходимость более мощной финансовой системы поддержки и более влиятельных институтов власти. В марте 2010 г. Томас Майер и Даниэль Грос, два известных немецких экономиста, привели веские доводы для создания Европейского валютного фонда (ЕВФ).
В итоге европейские лидеры одобрили появление Европейского стабилизационного фонда (ЕСФ) в мае 2010 г. Эта организация позже трансформировалась в Европейский стабилизационный механизм (ЕСМ), которая сегодня рука об руку работает с МВФ по различным программам финансовой помощи в Европе.
Создание ЕСМ стало важным шагом в процессе интеграции и формирования еврозоны. Она предложила мощные механизмы поддержки рынка суверенных долговых обязательств и преодоления неожиданного прекращения движения капитала в период острых фаз кризиса.
Однако в последующие годы, на фоне проявления фундаментальных недостатков в архитектуре Европейского валютного союза (ЕВС), этот подход продемонстрировал свои ограничения. Сегодня ЕСМ нуждается в коренных изменениях.
Министр финансов Германии Вольфганг Шойбле хорошо понимает это и предлагает трансформировать ЕСМ в полноценный Европейский валютный фонд (ЕВФ). Многим нравится эта идея.
В то время, как кооперация между региональными и международными системами поддержки неизбежна, участие МВФ в Европе трудно назвать эффективным в его нынешней форме. Необходима более мощная европейская структура по антикризисному управлению.
Новое немецкое предложение по ЕВФ еще до конца не сформулировано, но согласно предварительному плану роль ЕВФ будет ограничена управлением кризисом внутри валютного союза.
Он будет предоставлять программу умеренной поддержки в обмен на возможность корректировки политики, что Жан-Клод Трише однажды назвал “федерализмом через исключение”.
Европейский валютный фонд, каким его видит Шойбле, должен будет заставлять страны-должники проводить одностороннюю и часто плохо продуманную корректировку, а это очень напоминает существующую экономическую политику.
В этом случае ЕВФ станет лишь еще одним аппендиксом еврозоны, считает британский журнал The Economist.
Между тем, предложение спровоцировало чрезвычайно необходимую дискуссию о создании реального бюджета для еврозоны, что могло бы произойти через трансформацию Европейского стабилизационного механизма.
Если европейские правительства решат укрепить архитектуру евро, они могут подчинить ЕСМ Европейской комиссии, а также позволить проверять ее совету по евро Европейского парламента.
При этом ЕСМ мог бы выполнять свои текущие функции финансовой помощи при необходимости.
Европейская комиссия имеет почти десятилетний опыт управления финансовым кризисом, которого явно будет не хватать новому институту. Другие функции могут быть постепенно добавлены для того, чтобы ЕСМ трансформировалась в полноценное министерство финансов еврозоны.
Первоначально она могло бы быть крайней мерой поддержки в случае банковского кризиса. Затем организация постепенно расширяла бы свою роль до предоставления безопасных активов, необходимых в ответ на макроэкономические шоки.
Для того, чтобы единая валюта оставалась экономически и политически устойчивой, еврозона нуждается в бюджете, который бы поддерживал инвестиции при спаде и стимулировал ограниченные, временные трансферы через программу страхования от безработицы.
В отличие от ЕВФ, министерство финансов еврозоны стало бы способом восстановления дисциплины, а также укрепления устойчивости зоны единой валюты через стабилизационные силы евробюджета.
История фискального федерализма Америки и особенно требования первого министра финансов Америки Александра Хэмилтона по созданию федерального бюджета, указывают на то, что дисциплина в штатах появилась только после движения в сторону фискального федерализма. И у еврозоны нет иного пути.
Создание структуры по реструктуризации долга без наличия бюджета лишь усилят нестабильность единой валюты. Помимо экономических последствий, ЕВФ еще больше ослабит европейские институции, а также укрепит право вето таких больших стран, как Франция и Германия.
На контрасте, управляемой Европейской комиссией бюджет еврозоны изменит неэффективное межправительственное управление единой валютой через предоставление дополнительных полномочий комиссару по экономическим и финансовым вопросам, а не президенту Еврогруппы.
На первый взгляд идея ЕВФ звучит, как многообещающее предложение по интеграции еврозоны и усовершенствованию работы ее стабилизационных программ. Но в реальности это тупик.
Все, кто заинтересован в построении сильного валютного союза, должны использовать любую возможность по продвижению реального бюджета для еврозоны и модернизации ее экономического управления.
Источник: vestifinance.ru