Основной темой прошедшей недели стал конфликт известного олигарха Алишера Усманова с известным интернет-оппозиционером Алексеем Навальным.
Оставим в стороне политику и поговорим об отношении к олигархам в российском обществе. На долю частного сектора приходится лишь 30% экономики, но эта тема по-прежнему волнует очень многих россиян. Очень богатых людей не любят ни в одной стране мира. Кто-то считает, что они воры, кто-то уверен, что им просто повезло. Сами олигархи традиционно говорят о том, что предпринимательский талант стоит денег, а также о том, что они платят астрономические налоги и создают рабочие места.
В России ситуация особенная, многие олигархи сделали свое состояние на приватизации в переходный период от социализма к капитализму. По мировым меркам социальное неравенство в России среднее. Однако из-за советского прошлого оно по-прежнему очень болезненно воспринимается в обществе. Факт остается фактом у россиян, как и у других постсоветских наций, слишком обострено чувство социальной справедливости. Возможно, это даже часть национального характера.
Насколько справедливо олигархи заслужили нелюбовь россиян? Некоторые - однозначно справедливо.
Многие олигархи первой волны начинали в России с банковского бизнеса, который становился ядром их нарождающихся бизнес империй. Наверное, многие еще помнят «Мост-банк», «СБС-Агро», «Инкомбанк», «Менатеп» и т. д. Бизнес был нехитрый. Главное было получить бесплатные или почти бесплатные счета федерального правительства, богатых субъектов федерации, например Москва и «Мост-банк», или крупных государственных предприятий. Рынок межбанковских кредитов тогда давал несколько сотен процентов в год. Позже на смену ему с близкой доходностью пришел рынок ГКО, хороший профит обеспечивала и игра на ослаблении рубля. Резкая девальвация тогда случалась периодически. В итоге в начале 90-х курс рубля упал со 100 до 5000 руб. за доллар США. Исследования МВФ и Мирового Банка говорили о том, что с помощью банковской маржи в пользу очень узкой группы лиц, акционеров десятка крупнейших банков, в начале 90-х перераспределялось минимум несколько процентов ВВП.
Однако просто денег некоторым олигархам первой волны было мало, им были нужны серьезная власть и серьезная собственность. Многие из них реализовали свои амбиции в 1996 году. С помощью схемы залоговых аукционов за поддержку Бориса Ельцина на выборах они фактически за бесплатно получили в собственность лучшие предприятия советской индустрии: «Сибнефть», «Юкос», «Норильский Никель» и т.д. Банк выдавал российскому правительству кредит под залог контрольного пакета акций предприятия, который потом не возвращался. О влиянии Бориса Березовского и Владимира Гусинского на принятие политических решений написано очень много. Так же, как и о связях Бориса Березовского с боевиками с Северного Кавказа. Основная проблема была в том, что олигархи той волны хотели богатеть за счет страны, а не вместе с ней. Однако построенный олигархами капитализм оказался карточным домиком. Простоял он всего два года, рухнув вместе с пирамидой ГКО в августе 1998 года. В результате многие олигархические банки оказались банкротами, произошла смена экономического курса, а Борис Ельцин в итоге был вынужден уйти из Кремля.
Однако смены экономической формации не произошло. Несмотря на бархатную национализацию «Юкоса», покупку «Газпромом» «Сибнефти» у Романа Абрамовича и еще ряд сделок, в России остаются крупные собственники. Они больше не открывают ногой двери в Кремле. И как минимум на словах всегда лояльны власти. Вопрос, насколько это справедливо. Правда, думаю, не понравится очень многим. Как известно, в СССР олигархов не было. А капитализм, в общем и целом, более эффективная, но менее справедливая система, чем социализм. При приватизации выбор был либо своим бесплатно, либо иностранцам за деньги. В Чехии, например, все заводы скупили немцы. Но Россия не Чехия, а суверенный игрок в глобальной политике и экономике. Если вся ваша экономика принадлежит иностранцам, то о каком суверенитете может идти речь.
В конце концов, трудно отрицать, что условно Вагит Алекперов («Лукойл») или Владимир Богданов («Сургутнефтегаз») все же к нефтянке намного ближе, чем среднестатистический дядя Ваня с улицы. Ну и, конечно, все течет, все меняется. В России быстро развиваются информационные технологии, финансовые услуги и прочие сектора, которых просто не было в СССР. Некоторые владельцы уже успели обналичить свою долю. Продажа одной из самых известных российских брокерских компаний «Тройка-Диалог» «Сбербанку РФ» – это первое, что приходит в голову. Думаю, к олигархам надо относиться спокойно, всегда помнить, что при капитализме успех и справедливость очень редко идут рука об руку, и каждый кузнец своего счастья.
Ну и главное, есть большая разница между состоявшимися и состоятельными людьми, это не всегда одно и тоже. При этом состоявшийся человек редко бывает бедным, всегда имеет возможность заработать себе на достойную жизнь. Времена, как известно, не выбирают. Мяч круглый, поле прямоугольное, трава зеленая, но самое красивое – это счет на табло. Люди, которые ждут изменения политического строя или радикального изменения экономического курса, мне напоминают девушку, которая сидела у окна и ждала жениха, но пришел почтальон и принес пенсию.