Еще вчера это казалось невозможным. А сегодня законопроект, который предусматривает списание долгов, вовсю обсуждается в Казахстане. Государство, можно сказать, пошло на беспрецедентные меры. Кредиты и другие долги граждан могут быть прощены. Но у такой долговой амнистии, конечно, множество нюансов, и попасть под списание смогут далеко не все. А точнее: лишь малая часть. Речь идет о тех, кто оказался в трудной финансовой ситуации и прошел специальную досудебную процедуру. Это когда кредитор и заемщик пытаются решить вопрос полюбовно, идя на уступки, составляют план погашения, но рассчитаться все равно не получается.
Айгуль Уалиева, руководитель управления по работе с задолженностью Комитета госдоходов Минфина РК:
— Это будет по решению суда в ходе судебной реализации имущества. То есть в случае если досудебная процедура прошла и у физического лица все доходы иссякли. То есть он не может исполнить тот план, который они составили.
Судья будет вправе оставить заемщику его единственное жилье, если оно было обеспечением кредита, при этом списать оставшийся долг. Впрочем, под прощение попадает не только ипотека, но и все другие долги в тех случаях, когда продавать нечего, а заработка не предвидится. Исключение – алименты и предпринимательская деятельность. Есть и персональные требования к самому претенденту на прощение.
Айгуль Уалиева, руководитель управления по работе с задолженностью Комитета госдоходов Минфина РК:
— Суд может принять такое решение, если физлицо, оно будет «чистым» перед законом. Скажем так. Он не образовал задолженность намеренно, он не вывел свои активы до применения процедуры. У него не было уголовной ответственности.
По данным Комитета госдоходов, сегодня большая часть населения имеет какие-то долги. Только банки выдали займов почти на 4 триллиона тенге, из них просрочено кредитов на 439 миллиардов тенге. Одним из таких должников был Нурхан Садыков. Мужчина купил квартиру в кредит, но в какой-то момент платить по счетам, как и многие, не смог.
Нурхан Садыков, житель г. Астаны:
— Мы платили вовремя, регулярно платили. Но затем первая девальвация прошла, мы обратились в банк, но нам отказали. Потом вторая, третья и постоянные отказы от банка. Ну а потом долги росли, росли и вообще не платили, в суд подавали на нас.
Садыков воспользовался программой рефинансирования. Но даже после этого платить 150 тысяч ежемесячно при зарплате в 90 — невозможно. Попадет ли он в список тех, кто может рассчитывать на списание, большой вопрос. Перечень критериев и все детали закона еще дорабатываются. Свои предложения вносят и банки. Ведь именно они рискуют остаться без определенной части выплат. Закон планируют представить в Мажилис Парламента уже в ноябре, однако вступит в силу он только в 21 году.
Источник: телеканал КТК