В Казахстане активно развивается рынок дистанционных банковских услуг. Об этом представители Нацбанка РК заявили сегодня в Астане в рамках международной конференции «Платежные системы и рынок платежных услуг в современных условиях», передает «Капитал». По словам директора департамента платежных систем Нацбанка Казахстана Ерлана Ашыкбекова, новый закон «О платежах и платежных системах», принятый в стране, вводит регулирование по трем направлениям.
«Во-первых, у нас появился рынок платежных услуг со своим субъектным составом. Во-вторых, была создана правовая основа организации и функционирования платежных систем. В-третьих, были существенно расширены полномочия Нацбанка: у нас появились новые функции в части учетной регистрации небанковских платежных организаций. На текущий момент 24 платежные организации прошли регистрацию в Нацбанке и включены в реестр платежных компаний», — сообщил представитель Нацбанка.
Как отметил Ерлан Ашыкбеков, им делегированы права становиться операторами интернет-платформ и выступать в роли разработчика мобильных приложений для доступа клиентов к своим счетам в БВУ.
По этим направлениям деятельности частные платежные компании могут работать без лицензии: нужно лишь пройти учетную регистрацию в Нацбанке, предоставить необходимый пакет документов, а в дальнейшем на регулярной основе сдавать отчетность в НБРК по оказываемым услугам.
«По итогам первого квартала 2017 года мы уже получили первую отчетность от платежных организаций. Мы установили такую картину — 18% платежей населения, которые люди проводят через банковские или небанковские каналы, проходят через каналы небанковских частных организаций. Объем этих операций составляет 1,5% от ВВП страны. Небанковские платежные организации участвуют в генерации каждого пятого платежа населения», — констатировал Ерлан Ашыкбеков.
По его словам, 92% платежей между банками проходит через систему Национального банка. И 8% обеспечивают частные платежные системы. Если же вести речь о платежах населения, то частные платежные системы обеспечивают 88% платежей населения между банками. То есть Нацбанком обрабатывается только 12% межбанковских расчетов. Таким образом, 88% не покрыто расчетно-клиринговыми услугами Нацбанка.
«Трендом платежного рынка Казахстана является то, что сейчас происходит рост операций посредством дистанционных каналов. За последние пять лет объем операций через дистанционные каналы наших банков вырос в два раза. Растет доля использования мобильного банкинга в структуре дистанционных платежей. Если в 2012 году доля использования интернет — и мобильного банкинга составляла всего около 15%, то в прошлом году половина платежей через дистанционные каналы прошли и были обработаны посредством интернет — и мобильного банкинга. Это говорит о том, что популярность данного сервиса растет среди казахстанцев. Сейчас 20% от клиентской базы банков являются активными пользователями мобильного банкинга. Также растет сеть обслуживания и приема карт. Безналичные платежи тоже увеличиваются, но зато банкоматная сеть перестала расти, что, скорее всего, характеризует приоритеты банков, так как у нас произошло перенасыщение банкоматами. Это привело к одному из высоких в мире показателей по оснащенности банкоматами к количеству держателей карт», — рассказал Ерлан Ашыкбеков.
Коллегу дополнил заместитель председателя Нацбанка Галымжан Пирматов, который заявил, что дистанционные банковские услуги в Казахстане развиваются бурными темпами.
«За последние пять лет объем услуг, предоставляемый каналами дистанционного доступа, вырос больше чем в два раза. Так, в прошлом году было совершено 475 млн транзакций на сумму 12,4 трлн тенге. В том числе интернет — и мобильный банкинг — ими сейчас пользуется 6,5 млн клиентов банков. Ежедневно, если следовать информации минувшего года, совершается где-то 160 тыс. транзакций. К тому же суммарный объем транзакций способом мобильного и интернет-банкинга достиг 934 млрд тенге, что в 2,3 раза больше, чем в 2015 году», — прокомментировал Галымжан Пирматов.
Спикеры также заметили, что в 2011 году была создана нормативная база, которая регламентирует обращение электронных денег. А в 2013 году была запущена первая система электронных денег в Казахстане. Тогда оборот по итогам года составил всего 5 млрд тенге. Однако итогам 2016 года оборот составил уже 130 млрд тенге — это объем эмиссии электронных денег со стороны банков второго уровня.
«По казахстанскому законодательству эмиссией электронных денег могут заниматься только банки второго уровня, но операторами системы электронных денег, которые занимаются продвижением услуг, организацией, приемом платежей, заключением договоров с торговцами и обработкой платежей, занимаются частные платежные компании. Сейчас 12 систем из 16 представлены в виде частных платежных организаций. Если посмотреть объем операций электронными деньгами, то можно увидеть, что за первый квартал 2017 года объем на 70% превышает годовой объем операций 2015 года», — заявил Ерлан Ашыкбеков.