Десять лет назад французский банк BNP Paribas временно приостановил все торговые операции в трех фондах, сославшись на "полное исчезновение ликвидности в некоторых сегментах рынка конверсионных операций в США".
Многие называют это началом кредитного кризиса.
Хотя триггером кризиса можно также считать возникшую в июне 2007 г. необходимость для Bear Stearns спасать хедж-фонды, которые инвестировали в облигации с ипотечным покрытием, или дефолты по ипотечным кредитам и банкротство ипотечных банков в конце 2006 г.
Последовавшее затем ужесточение кредитования и потеря доверия к банковской системе в итоге привели к коллапсу Lehman Brothers, когда кризис достиг своего пика осенью 2008 г.
При "праздновании" подобных годовщин всегда возникает вопрос: может ли что-то похожее повторится?
За последние десять лет общий долг увеличился, а не уменьшился, достигнув $217 трлн, или 327% ВВП, утверждает Институт международных финансов.
Правда долг сегодня распределен иначе, чем в 2007 г.: теперь большая его часть в собственности правительства и центральных банков. В связи с тем, что мегарегуляторы не заинтересованы в излишнем давлении на заемщиков по поводу платежей, кризис в воздухе не так сильно ощущается.
Банки имеют больше капитала, что делает их более безопасными. Кроме того, низкие процентные ставки облегчают процесс погашения долгов как для потребителей, так и для компаний.
Тем не менее мы далеки от "нормальных" условий. Несмотря на то что экономика Америки восстанавливается длительное время и безработица на рекордно низком уровне, Федеральный резерв с большой осторожностью движется в сторону повышения ставки.
Что касается ЕЦБ, Банка Англии и Банка Японии, то они даже не приступили к этому движению, отмечает британский журнал The Economist.
Учитывая все это, из-за чего тогда может произойти новый кризис? Во-первых, из-за резкого увеличения дефолтов, что приведет к потере доверия кредиторов. Или из-за значительного повышения процентной ставки, в результате чего мы получим то же самое.
Триггером может стать война с Северной Кореей или торговые разногласия с Китаем. Обострить ситуацию могут проблемы с внутренним китайским долгом, так как именно в Поднебесной наблюдается наибольший рост долгов в последнее время.
Или это может произойти из-за рынка корпоративных облигаций, на котором сегодня ликвидность ниже, чем раньше, и велика угроза панической распродажи.
Однако, скорее всего, новый кризис мы получим в результате ошибки в монетарной политике. Когда ФРС начала использовать количественное смягчение, многие люди вспомнили "принцип кетчупа" для инфляционного риска ("потрясешь, потрясешь бутылку с кетчупом, сначала немного выльется, а потом сразу слишком много").
Инфляции из-за QE не было, но опасность в том, что новая политика может также сначала не вызвать ничего, а потом неожиданно взорвать рынок. Что-то похожее произошло в 1994 г., когда рынок облигаций болезненно отреагировал на внезапное ужесточение политики ФРС.
ФРС - наиболее вероятный источник не только из-за того, что она начнет ужесточение, а потому что монетарная политика Америки влияет на весь мир через доллар и значительный вес американской экономики в глобальном ВВП. Так что следующий кризис ждите из Вашингтона.
Источник:Вести.Экономика