В Национальном Банке состоялся круглый стол по вопросам защиты прав потребителей финансовых услуг, в котором представителями Национального Банка, общественными объединениями и журналистами в очередной раз были обсуждены общие принципы и концептуальные подходы в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг. 

Начальник Управления по защите прав потребителей финансовых услуг и внешних коммуникаций НБРК Александр Терентьев проинформировал о том, что в Казахстане продолжается реализация Программы рефинансирования ипотечных  жилищных займов/ипотечных займов (далее - Программа), принятой Национальным Банком по поручению Главы государства в апреле 2015 года, на которую было выделено 130 млрд. тенге.

Он отметил, что Программа направлена на оказание содействия и сохранение единственного жилья ипотечных заемщиков, получивших займы в период с 2004 по 2009 годы. Для облегчения долговой нагрузки Программа предусматривает рефинансирование остатка основного долга по займу за вычетом капитализированных сумм по ставке не более 3% годовых. Образовавшаяся задолженность по вознаграждению, комиссиям, неустойке заемщика по займу подлежит прощению банками. При этом полного прощения задолженности Программой не предусмотрено.

В ходе встречи были озвучены данные о количестве принятых, одобренных и рефинансированных банками заявок по Программе. Так, на 1 ноября 2017 года в банки подано 29 216 заявок на рефинансирование займов на общую сумму 214,7  млрд. тенге, из них одобрены 23 028 заявок на сумму 141 млрд. тенге.

А.Терентьев напомнил о револьверном механизме освоения денег (т.е. рефинансирование займов осуществляется в течение 10 лет с даты первичного размещения денег в банках за счет денег, поступающих от погашения ранее рефинансированных займов) и необходимости своевременного направления банками поступающих от погашения займов средств на рефинансирование одобренных заявок заемщиков.

Предполагается, что количество рефинансированных займов до 2026 года составит порядка 40 тысяч.

Также представитель Национального Банка сообщил о том, что 11 апреля 2017 года Главой государства дано поручение Национальному Банку совместно с Правительством внести предложения о целесообразности расширения Программы.

«Проведенный нами мониторинг ипотечного рынка выявил наиболее уязвимые в текущей экономической ситуации категории заемщиков - это заемщики- физические лица, имеющие обязательства в иностранной валюте, а также заемщики, относящиеся к социально уязвимым слоям населения. В настоящее время во исполнение поручения Главы государства Национальным Банком готовятся предложения по расширению Программы», - пояснил участникам встречи А. Терентьев.

Также он подчеркнул, что Национальный Банк уделяет особое внимание формированию эффективно работающих правовых механизмов защиты прав и интересов потребителей финансовых услуг. По его словам, на основе анализа ситуации на финансовом рынке, влияний на него внешних факторов, тематики и причин обращений потребителей на законодательном уровне принят ряд важных норм, направленных на предотвращение роста долговой нагрузки ипотечных заемщиков, создание прозрачного правового поля по досудебному взысканию задолженности, снижение расходов заемщиков, связанных с получением и обслуживанием займов.

А. Терентьев отметил, что в целях недопущения выселения из жилой недвижимости конструктивно настроенных проблемных заемщиков, а также  выработки взаимоприемлемых условий исполнения ими обязательств по займам  банкам предложено  подписание Меморандума о взаимопонимании и сотрудничестве.

Также представитель Национального Банка озвучил итоги работы Национального Банка по рассмотрению обращений потребителей финансовых услуг за 9 месяцев т.г., а также значительные достижения в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг. 

Так, по состоянию на 1 октября 2017 года Национальным Банком рассмотрено 7 645 обращений по вопросам защиты прав потребителей финансовых услуг и услуг микрофинансовых организаций, из них наибольшую долю (95%) составляли  обращения по банковскому сектору, которые касались в большей степени вопросов рефинансирования или реструктуризации задолженности по займам, изменения валюты займа.

По своим вопросам граждане обращаются в Национальный Банк также через Общественную приемную или посредством  мобильного приложения "НБК Online", что является мобильной версией Общественной приемной.  

«С момента запуска мобильного приложения "НБК Online", зарегистрировалось более 8-ми тысяч пользователей и их количество увеличивается. К нам поступило более 4-х тысяч вопросов, касающихся Программы рефинансирования займов, ипотечных кредитов, банкнот и монет, обслуживания в банках второго уровня и т.д. Это очень удобная связь с нами, пользователи в оперативном порядке получают информацию и разъяснения по интересующим вопросам, также направляют жалобы по деятельности БВУ, обменных пунктов, по которым мы принимаем соответствующие меры. Кроме того пользователи мобильного приложения одними из первых получают актуальные новости от Национального Банка», - сказал А.Терентьев.

«Сейчас уже можно подвести некоторые результаты работы с ипотечными заемщиками. Программа рефинансирования очень необходимая, ведь она направлена на сохранение единственного жилья граждан. Главой государства дано поручение Национальному Банку совместно с Правительством внести предложения о целесообразности расширения Программы. Это очень своевременно», - прокомментировала в ходе круглого стола руководитель ОО «Триумф-5» Канагат Такеева.