Индийские банки в течение последних трех лет реструктуризировали "плохие" кредиты на сумму более 6 трлн рупий (более $93 млрд). В то же время в течение последних трех недель были вскрыты мошеннические сделки на сумму более $1,8 млрд. Более того, почти 30% всех "плохих" кредитов в Индии, возможно, останутся недоплаченными.
"По моим подсчетам, сумма, которая будет безвозвратно утеряна, составит около 3 трлн рупий. Остальное может быть восстановлено, а это значит, что банки должны частично списать долги", - отметил Бибек Деброй, советник правительства Индии по экономическим вопросам.
После массовых списаний последних трех лет, списания еще на 3 трлн рупий могут нанести нокаутирующий удар и без того хрупкой банковской системе Индии, которая страдает от недостаточного объема капитала, вялого роста кредитования и избытка "плохих" кредитов.
Что касается неработающих активов объемом 10 трлн рупий, Индия заняла 5-е место среди 39 крупнейших экономик по самым "плохим" кредитам согласно рейтингу Care Ratings в декабре 2017 г. Почти 88% этой "токсичной" массы принадлежит государственным банкам.
"Я не думаю, что стресс распространяется равномерно во всех банках или равномерно по секторам или компаниям. То же самое касается банков государственного сектора", - сказал Деброй.
Тем временем правительство Моди объявило план рекапитализации банков объемом 2,1 трлн рупий. Если в последние несколько недель будет обнаружена цепочка мошеннических операций, стоит ли ждать, прежде чем вкачивать больше денег?
Динамика "плохих" кредитов в финансовой системе Индии
"Рекапитализация нужна в любом случае. Уже есть определенный запас "плохих" активов, а банкам нужны деньги. Пакет для рекапитализации необходим для инициирования реформ в банках государственного сектора", - отметил Деброй.
Кроме того, в последнее время множатся слухи о приватизации государственных банков. Среди сторонников этого шага – главный экономический советник Арвинд Субраманьян, Assocham, промышленник Ади Годрей и многие другие.
Однако Деброй чувствует, что "многие слишком упрощенно воспринимают ситуацию". Первым источником его опасений являются внутренние недостатки правительственных банков Индии.
"Станете ли вы покупать банк Х с текущими активами и обязательствами? Ответ, вероятно, "нет". Будет дешевле создать новый банк. Я не думаю, что тут будут какие-либо участники, по крайней мере до тех пор, пока не начнется некая зачистка", - отметил Деброй.
Кроме того, как отметил министр финансов Арун Джетли в субботу, 24 февраля, правительство рискует потерять политический капитал в попытке обратить вспять национализацию банков. Поэтому Деброй предлагает реализовывать пошаговый подход.
"Сейчас я выступаю не от имени правительства. Я склонен думать, что маршрут, о котором мы говорим, состоит в том, чтобы переместить некоторые банки в закон о компаниях, а затем вы (правительство) можете разводнить капитал", - предположил Деброй.
В настоящее время все банки государственного сектора регулируются законом о национализации банков, введенным одним из прежних премьер-министров - Индирой Ганди - в 1969 г. С тех пор его применение считается очень популярным шагом, и любое его изменение в обратном направлении может вызвать у людей гнев.
"Если не проводить банковскую приватизацию по всем направлениям, я не вижу большой проблемы. Если сделать это в отношении всех банков, это будет уход от закона о национализации банков", - добавил он.
Тем временем, особенно после недавних мошеннических операций, слухи среди инвесторов и налогоплательщиков по вопросу проведения больших реформ только выросли. Несмотря на то что появляется все больше доказательств явных недостатков в управлении, в любом из банков не наблюдается изменений в системе управления. Их предлагаемая приватизация была исключена, и, как утверждает Деброй, правительство будет продолжать инвестировать в них больше средств налогоплательщиков.
Источник: vestifinance.ru