Ораз ЖАНДОСОВ, который возглавлял Национальный банк с 1996 по февраль 1998 года, рассказал в онлайн-книге «KASE: История в лицах», что проверкой для казахстанской экономики стала девальвация тенге в 1999 году.

«После того как упали цены на нефть, после азиатского кризиса и падения российского рубля по отношению к доллару - с августа 1998 года в 4 раза стало понятно, что тенге не мог не девальвировать. Просто был вопрос, когда и в каком формате. В то время я работал в Министерстве финансов. На мой взгляд, на тот момент главным был вопрос, почему сразу не отпустили тенге, когда рубль девальвировался. Но этому препятствовало несколько причин, как политических - выборы президента, так и экономических - формирование бюджета. Без сформированного бюджета МВФ не дал бы кредиты», - рассказал директор Центра экономического анализа «Ракурс» в интервью.

Поэтому, по его словам, валютный курс просто держали, отложив принятие решения по нему на полгода. Вместо октября это произошло в апреле. 

«Когда объявили о девальвации, она была щадящей: мы приняли меры по защите людей настолько, насколько у бюджета хватило денег. И если обратиться к биржевым делам, то мы старались стабилизировать ситуацию выпусками ГЦБ. Вначале валютные инструменты выпустили, потом выпустили индексированные бумаги по инфляции. Пришлось придумывать разные инструменты. Нужно же было дефицит бюджета финансировать. Крутились, как могли. Но в итоге это помогло сбалансировать рынок. Валютная биржа до официального введения режима плавающего курса была еще и окном, через которое Нацбанк проводил интервенции. Сложно сказать, оптимальный это способ или нет. Но я могу сказать, что последние два года KASE в отношении валютного рынка стала более-менее реальной рыночной биржей. Хотя, в принципе, биржа гораздо интереснее по фондовой составляющей, чем по валютной. При этом для биржи не самое сложное - иметь хорошую торговую систему. Не это принципиально. Принципиальный вопрос - эмитенты и инвесторы, их наличие», - подчеркнул он.

Также принципиально важен рыночный статус KASE. «К сожалению, сегодня чуть более 50 % акций KASE держит Национальный Банк. Это для меня абсолютно непонятно. В мою бытность главой Нацбанка этот пакет не превышал 5-7 %. Я убежден, что НБ РК должен выйти или иметь пакет на равных с другими участниками», - считает Ораз Жандосов.

По его словам, в других странах, которые нормально развиваются, нигде нет в числе крупных участников биржи государства в лице финансового регулятора. «У нас же Нацбанк является контрольным акционером и одновременно регулятором. При каждой встрече с председателем Нацбанка я об этом говорю, свой моральный долг выполняю. Но пока ничего не меняется», - отметил он.