Основные драйверы роста – дешевеющий доллар, дорожающая нефть и встающий с колен российский рубль. Что нас ждет дальше?

20 лет назад из Тараза во все регионы Казахстана разошлась ...

Национальная валюта укрепляется – регулятор не мешает и впервые за долгое время действительно придерживается принципов свободно плавающего курса, чем вгоняет в депрессию скептиков, купивших валюту на пике в ожидании пятисот тенге за доллар после карантина. Основные драйверы роста – дешевеющий доллар, дорожающая нефть и встающий с колен российский рубль. Что нас ждет дальше?

Нефтяное ралли. Нефть снова возвращается в центр внимания инвесторов, цены бьют рекорды, и кажется, что отрасль оживает быстрее, чем надеялись даже самые отчаянные оптимисты. Но на самом деле все не совсем так тепло и лампово – число буровых установок в США с начала года сократилось более чем в два с половиной раза и обновило исторический минимум, достигнув 301 штуки, а обрушение цен на нефть привело к большому количеству банкротств американских компаний. Да, речь про сланец, но и тут есть подводные камни – в США не осталось американских инвесторов, которые хотели бы инвестировать в сланцы. Чтобы поддержать отрасль, Правительство Соединенных Штатов может пойти на уступки китайским инвесторам, несмотря на торговую войну.

В итоге Китай может получить необходимые технологии для разработки собственных сланцев. США обладают лучшими в мире технологиями по разработке сланца, что помогло многократно повысить эффективность добычи при значительном снижении затрат. Одна из стратегических целей Китая – желание довести добычу нефти до уровня, который бы обеспечивал энергетическую независимость страны от внешних поставщиков. Капитал в обмен на рынок сбыта и технологии – это проверенный подход китайских компаний.

Дешевая нефть может стать одной из причин более быстрого выхода мира из кризиса, где основные затраты приходятся на энергоресурсы, но, во-первых, нефть уже не такая и дешевая, а во-вторых, судя по слухам, ОПЕК+ намерена продлить первую фазу сделки по сокращению еще на несколько месяцев, что, конечно же, скажется на нефти положительно и потенциально сможет уберечь от прыжка в пропасть, но не добавит оптимизма экономике.

С дешевым долларом и дорогим рублем – то же самое. Первый наконец-то заметил раздутый баланс ФРС, который недавно преодолел отметку в $7 трлн, а второй максимально использует вернувшийся аппетит инвесторов к рисковым активам и нефтяные котировки. В сложившейся ситуации все больше заметна пропасть между реальным положением дел и фондовым рынком.

Дела обстоят не очень – пандемия не побеждена, протесты в США больше напоминают небольшой гражданский конфликт, а реальный сектор только-только приходит в сознание, чтобы оценить потери. Международная организация труда заявила, что мировая экономика лишится 300 млн рабочих мест во втором квартале 2020 года. Это много. Тем временем на фондовом рынке праздник – технические компании рвут индексы, NASDAQ почти полностью восстановил свое падение и близок к новым рекордным значениям. Залитые ликвидностью индексы растут, увеличивая пропасть между реальным положением дел и зелеными циферками на мониторах.

Чем это грозит? Все может рухнуть снова. От второй волны эпидемии никто не застрахован, даже если в этот раз все плюнут на вирус и займутся экономикой. Реальная экономика с легкостью может ударить своим хвостом слишком зарвавшийся финансовый сектор – до этого момента котировки практически полностью игнорировали разгромные данные по безработице и падению продаж. Масла в огонь подольют банки, которые уже отменяют рост проблемных кредитов. Слепой рост индексов будет продолжаться до тех пор, пока инвесторы не прозреют, что экономика то голая и пока ликвидность будет течь на рынки неиссякаемой рекой, ведь кран никто перекрывать не собирается. Есть еще один вариант – экономика оздоровится раньше, чем упадут рынки – тогда это можно будет считать счастливым концом и началом длинного пути восстановления.

Единственное, что вселяет надежду в сильный тенге – желание президента США сделать доллар слабее. Это одно из последних невыполненных предвыборных обещаний Дональда Трампа. Слабый доллар позволит ему переманить обратно в США часть предприятий, а также лучше конкурировать с американскими товарами и услугами на мировом рынке. Всю весну индекс доллара игнорировал и рост баланса ФРС, и плохую статистику, поддерживаемый своими фанатами по всему миру он раз за разом подтверждал статус самого лучшего защитного актива, но в последнее время немного сдался под напором обстоятельств.

Возвращаясь в Казахстан, хочется пожелать, чтобы регулятор не забывал, как прекрасен сильный и главное – свободный тенге, очень не хочется возвращаться во время политики слабого тенге и частично плавающего обменного курса.

Автор: Андрей Чеботарев

Источник  kapital.kz