В течение года наблюдался дефицит автомобилей, появились новые штрафы и онлайн-сервисы.
Эпидемия коронавируса стала центральным событием уходящего года, повлияла она и на автомобильную отрасль. Граждане столкнулись с закрытыми автосалонами и дефицитом автомобилей, в том числе подержанных. Между тем собственное транспортное средство становится едва ли не самым безопасным способом передвижения. Чем еще запомнился 2020 год.
Мир на карантине
Первый месяц 2020 года стал для российского рынка обнадеживающим — после затяжного падения он начал показывать рост. Уже в феврале Ассоциация европейского бизнеса зафиксировала снижение продаж, а в марте рынок снова вырос — российские автолюбители бросились скупать автомобили на фоне ослабления курса рубля.
Многие успели в последний момент — в конце марта автосалоны ушли на карантин из-за распространения COVID-19 и продажи встали. Несмотря на попытки некоторых игроков рынка организовать бесконтактную торговлю автомобилями, в апреле рынок показал беспрецедентное падение — минус 72%.
«Стоять — это очень дорого»
В апреле остановленные автозаводы начали возвращаться к жизни — первым возобновил производство КамАЗ, затем «АвтоВАЗ», ГАЗ. Разумеется, с учетом всех противовирусных мер — масок, термометрии, защитных экранов. Некоторые предприятия иностранных брендов открылись позже или работали не в полную силу, так как испытывали проблемы с комплектующими.
«Стоять — это очень дорого», — признался гендиректор КамАЗа Сергей Когогин. Многие российские заводы являются градообразующими и их остановка негативно сказывается на социально-экономической обстановке в городе.
В этих условиях государство решило оказать отрасли серьезную помощь — было выделено более 45 млрд рублей, в частности, на программы поддержки спроса и ускоренные закупки автомобильной техники для органов власти.
«Безусловно, это было правильным своевременным решением и в необходимом объеме, чтобы не допустить банкротств в первую очередь дилерских центров и производителей. Четверти дилеров мы бы точно недосчитались», — рассказал «Известиям» независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев.
Пошли в рост
В мае-июне рынок начал восстанавливаться — торговать автомобилями разрешили сначала в регионах, а затем в столице. В июле продажи показали долгожданный рост — на 7% в сравнении с 2019 годом.
Большинство автомобильных премьер было представлено в срок, включая и такие знаковые, как новыt Renault Kaptur и Kia Rio. Что касается потерь, то самой значительной стал уход бренда Datsun — компания Nissan в ходе реструктуризации решила сократить рынки, на которых представлена эта марка.
«С января по ноябрь 2020 года в России было реализовано 1,5 млн новых легковых автомобилей и LCV. За это время на рынке появилось 15 новых моделей. С российских конвейеров вышло более 1 млн авто», — рассказал генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр» Денис Петрунин.
Китайские бренды — прежде всего Geely, Haval и Chery — сумели улучшить позиции на российском рынке.
«Это в первую очередь связано с дизайном и качеством новых моделей из Китая, а также достаточно хорошими условиями, которые предлагают дилеры. Я считаю, что это тренд, который продлится достаточно долго», — отметил Сергей Бургазлиев.
Дефицитный товар
Между тем покупательский ажиотаж привел к дефициту сначала новых, а затем и подержанных автомобилей. По мнению Бургазлиева, это произошло из-за того, что многие бренды недооценили уровень угрозы пандемии цепочкам поставок.
Покупателей волнует рост цен на фоне ослабления рубля. По оценке аналитического агентства «Автостат» средневзвешенная цена нового легкового автомобиля с начала года выросла на 7% и составила 1,67 млн рублей. Цены на машины с пробегом растут быстрее новых.
«Весь этот ажиотаж случился из-за того, что люди сняли с вкладов огромное количество наличности. Они понесли эти деньги в первую очередь в недвижимость, другие пошли обновить автомобиль. Безусловно, автомобиль — это не вложение денег, но люди стремились спасать активы», — рассказал «Известиям» главный редактор «За рулем» Максим Кадаков.
Купить не выходя их дома
Пандемия подстегнула интерес к онлайн-сервисам. Однако запустить платформу, с помощью которой можно было пройти весь цикл приобретения нового автомобиля, включая полную оплату банковской картой, страхование, а также оформление кредита, даже у крупных игроков получилось не сразу.
«Хендэ Мотор СНГ», которая экспериментировала с онлайн-продажами еще в прошлом году, запустила полноценную шоу-рум, в которой доступен весь модельный ряд, 1 декабря. С помощью новой платформы уже забронировано более 500 машин.
Свой маркетплейс, позволяющий онлайн искать, покупать и продавать новые и подержанные автомобили, запустил даже Сбербанк.
Автопроизводители, в свою очередь, вторгаются на территорию каршеринга. Онлайн-сервисом подписки на автомобиль Hyundai Mobility уже воспользовались более 2 тыс. человек, а общий пробег автомобилей, задействованных в сервисе, превысил 7 млн км. Расширена и география сервиса — на данный момент он доступен в 20 городах.
В этом году корейский автопроизводитель также предложил подписку на премиальный бренд Genesis и сервис Business Mobility с увеличенными сроками аренды для юридических лиц.
ОСАГО переходит в цифру
Растет популярность электронных полисов ОСАГО, тем более что в июле разрешили их продажу через агентов и брокеров. Этим пользуются многие агрегаторы, предлагающие сравнить страховые премии у нескольких компаний.
«Страхователи оказались вполне готовы к «цифре», что, однако, совершенно не означает, что рынок ждет серьезное изменение структуры каналов продаж. Просто каждый из них должен цифровизироваться, и, кто сделает это быстрее и лучше, тот и победит», — отметил директор по отраслевым решениям IT-компании КРОК в страховании Андрей Крупнов.
Еще одно онлайн-новшество в автостраховании — мобильное приложение «Помощник ОСАГО», которое наконец начало работать на всей территории России. Оно позволяет оформить извещение о ДТП в электронном виде и не составлять этот документ на бумажном бланке. Процедура оформления занимает около 15 минут, обещают в РСА.
Рамка вместо шлагбаума
Дистанционно начинают работать и новые платные магистрали. В ноябре вместе с первым участком новой кольцевой автодороги ЦКАД начала работать система free flow (свободный поток) без пропускных пунктов и шлагбаумов, что позволит избежать заторов на въездах. Проезд оплачивается автоматически, когда автомобиль с транспондером проезжает под рамкой.
На оплату проезда дается пять дней, далее автовладельца уведомляют о нарушении и дают возможность в течение 60 дней оплатить проезд без штрафа. После этого придется оплачивать и штраф, и проезд.
Штраф за неоплату проезда по ЦКАД составит 2500 рублей для легковых автомобилей и 5500 рублей — для грузовых. При этом водитель может оплатить проезд в течение двух месяцев после официального оповещения о нарушении.
Техосмотр с послаблениями
Пандемия стала на пути некоторых нововведений. Например, была перенесена масштабная реформа, которая позволила бы навести порядок в сфере техосмотра. Фотографировать приезжающие на ТО автомобили и подписывать диагностическую карту при помощи электронной подписи начнут не ранее марта 2021 года.
Наоборот, на время карантинных ограничений автовладельцы получили послабление — так как пункты СТО не работали, им разрешали приобретать ОСАГО без оформления диагностической карты. Согласно оперативно внесенным поправкам в законодательство, техосмотр можно было пройти позже — в течение одного месяца после снятия ограничительных мер и не позднее 31 октября.
Правила регистрации
«В законодательстве серьезных изменений не произошло, всё было заложено в прошлые годы. Например, продолжение реформы ОСАГО. Серьезных новаций нет, хотя проектов было много, но мало что дошло до выполнения», — рассказал «Известиям» автоэксперт Игорь Моржаретто. Из заметных новшеств он отметил новые правила регистрации автомобилей — у дилеров появилась возможность при продаже машины выдавать государственные номера на нее.
При этом коды регионов снова привязали к месту прописки владельца независимо от места регистрации автомобиля. С 1 ноября на все выпускаемые в России автомобили начали выдавать электронные паспорта транспортного средства (ЭПТС) взамен бумажных.
«Электронное оформление ПТС позволяет исключить возможность рукописных либо печатных ошибок при внесении записей в документ или его потерю, а также делает прозрачной историю владения автомобилем», — рассказал «Известиям» генеральный директор сети автосалонов Fresh Auto, вице-президент РОАД Денис Мигаль.
Больше штрафов
Осенью автомобилистам запретили выезжать на выделенные полосы для общественного транспорта. По словам руководителя проекта «Пробок.нет» Александра Шумского это было сделано, чтобы избежать постоянной путаницы, из-за чего водители получали штрафы.
В целом же шансов быть оштрафованными у автомобилистов в 2020 году прибавилось. Это новые штрафы с камер за непристегнутый ремень, телефон в руке, проезд по парковке и обочине на МКАД.
Пользователей каршеринга стали наказывать за то, что они бросают машины где попало. ГИБДД, в свою очередь, взялась за автомобили с иностранными номерами, прежде всего с армянскими, которые российские граждане приобретали, пользуясь лазейкой в законодательстве.
Автор Евгений Багдасаров
Источник iz.ru