С 1 июля 2021 года серьезно ужесточится контроль за движением средств на банковских картах россиян. В соответствии с поправками в действующее законодательство банки будут обязаны передавать информацию в Федеральную налоговую службу (ФНС).

По доходам и расходы

Полномочия проверять природу денег, которые получают из разных источников на свои счета в банках граждане, у фискального ведомства появились еще 20 лет назад. Тогда это объяснялось необходимостью противодействия отмыванию нелегальных доходов (главным образом нажитых преступным путем) и финансированию терроризма.

Однако система контроля все это время была не тотальной – ФНС разве что могла проявлять интерес к регулярным переводам крупных сумм. Теперь подход должен измениться. В результате под ударом окажутся прежде всего участники теневого сектора экономики, которые либо официально вообще не трудоустроены, либо имеют незадекларированные доходы от других видов деятельности. Например, от сдачи квартиры внаем или оказания частным образом каких-то услуг (репетиторство, ремонт квартир или бытовой техники и т. п.). Черные метки от ФНС наверняка начнут получать и фрилансеры, и те, кто работает удаленно, – граждане, живущие, допустим, в Приморском крае, а выполняющие задания столичного работодателя. Отдельная тема – инвесторы в криптовалюты. Операции по покупке-продаже тех же биткойнов в любом случае проходят через банковские учреждения, кто-то использует для этого дебетовые карты.

Чиновники уверяют: нововведение не затронет тех, кому деньги перечислят в качестве возврата долга или перевода между родственниками. Например, в подарок на день рождения, помощь родителей детям и наоборот. Проблема в том, что официально механизм пока не разработан и не принят. И если операции носят регулярный характер, а деньги идут только в одном направлении, то объяснение «возврат долга» будет, мягко говоря, неубедительным.

При таком раскладе высоки шансы быть наказанным рублем. С суммы, поступившей на банковскую карту, придется заплатить штраф в размере 20% плюс НДФЛ по ставке 13% и пени за все время просрочки. Доказать же в суде, что это действительно был невинный перевод денег от знакомого, будет достаточно проблематично. По статистике, более четырех пятых вердиктов по таким делам выносится в пользу фискальной службы.

Деньги счет любят

К слову сказать, июльская активация контроля за банковскими картами не единственный сюрприз, запланированный на этот год. С 1 октября вступят в силу новые требования ЦБ, расширяющие перечень подозрительных с точки зрения регулятора финансовых операций. К ним будут отнесены переводы со счетов разных физических лиц с одного компьютера или телефона, когда получатели и отправители не являются родственниками; покупка цифровой валюты с помощью карты; перевод денег предпринимателем с расчетного счета юридического лица на собственную банковскую карту. Банки в этих случаях должны будут замораживать финансовые операции до подтверждения их легальности.

Следует признать, что фронт работ у ЦБ и ФНС поистине огромный. В настоящее время в обороте у населения России находится более 301 млн карт, из которых активно используется около 210 млн. На каждого россиянина в возрасте 18+ сегодня в среднем приходится четыре банковские карты. По ним каждый месяц совершается астрономический объем транзакций – до 8 трлн операций более чем на 3 трлн рублей, включая безналичные платежи и снятие и внесение денег в банкоматах.

Так, за первые три месяца текущего года россияне сняли в банкоматах с пластиковых карт более 6,4 трлн рублей, а сумма безналичных трат превысила 7 трлн рублей. По оценкам экспертов, 55% россиян расплачиваются в магазинах пластиком, еще 21% предпочитают бесконтактные платежи через сервисы Apple Pay, Google Pay или Samsung Pay, и только 24% до сих пор сохраняют верность наличным.

Растущая популярность банковских карт во многом определяется политикой кредитных учреждений, продвигающих свои финансовые продукты с помощью бонусных программ, кешбэка, различных привилегий. Сами банки от этого имеют стабильный доход – в среднем 2% комиссии с каждой покупки.

В случае оплаты товара или услуги через систему быстрых платежей (СБП) размер комиссии для ритейла существенно ниже – максимум 0,4%. При этом у регулятора, а теперь и ФНС есть законные основания через цифровые экосистемы банков отслеживать все без исключения транзакции, анализировать приходно-расходные операции по картам, выявлять тех, кто явно живет не по средствам.

Как государство богатеет

Ужесточение фискального прессинга граждан – в интересах территорий. На 1 января 2021 года консолидированные бюджеты большинства российских регионов (57 из 85) были исполнены с дефицитом в объеме 676,5 млрд рублей. При этом расходы за прошлый год увеличились на 14,8% и достигли 15,577 трлн рублей. «Кассовый разрыв» компенсировался за счет трансфертов федерального бюджета.

Однако ситуация усугублялась отрицательной динамикой поступлений по налогу на прибыль организаций – прямое следствие коронакризиса в российской экономике. На конец 2020 года сокращение составило 12,8% от уровня допандемийного 2019-го. Нефтегазовые доходы тоже уменьшились из-за падения мировых цен на черное золото и сокращения добычи и экспорта углеводородного сырья в рамках картельной сделки ОПЕК+.

Зато федеральный бюджет поддержало увеличение собираемости налога на доходы физических лиц (НДФЛ), которые составили 4,25 трлн рублей – рост на 7,5% по сравнению с 2019 годом. Улучшение показателей связано как с повышением номинальных зарплат, так и с совершенствованием системы фискального администрирования.

В результате эта статья доходов госбюджета сегодня стала соизмерима с нефтегазовыми доходами. Их доля в первом квартале текущего года составила 30% – рекордно низкий показатель за последние десять лет. Кризис не преодолен – поступления в казну от экспорта энергоресурсов с января по март текущего года составили 1,6 трлн рублей, сократившись почти на 10% по сравнению с аналогичным периодом 2020-го.

Стоит ли удивляться, что правительство перестало делать ставку только на нефть и газ, повысив параметры сбора ключевых налогов – НДФЛ, табачных и алкогольных акцизов. Одновременно был введен налог на банковские вклады и обновлен налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Больше внимания уделяется и наращиванию объемов неэнергетического экспорта.

Согласно основным направлениям бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на ближайшие три года, подготовленным Минфином, повышение собираемости налогов становится характерной особенностью и велением времени. Последние месяцы инспекции ФНС возобновили проверки юридических лиц, а в отношении физических лиц практикуется сверка доходов и расходов. В случае выявления существенных расхождений между декларацией по форме 2-НДФЛ и фактическими расходами к налогоплательщикам возникают вопросы.

Давление усилится со второго полугодия, когда вступят в силу поправки в Налоговый кодекс РФ «Обязанности банков, связанные с осуществлением налогового контроля». Кредитные организации будут обязаны в течение трех дней по запросам ФНС передавать сведения о своих клиентах. Речь идет о копиях паспортов лиц, имеющих право на получение (распоряжение) денежными средствами; документах по открытию, ведению и закрытию счета; договорах на обслуживание с использованием системы «клиент – банк»; карточках с образцами подписей и оттисках печатей; сведениях о бенефициарных владельцах и выгодоприобретателях за определенный период деятельности.

Что касается пластиковых карт, то банки по новым правилам должны предоставлять налоговым органам справки об остатках денежных средств на счетах, вкладах, информацию о переводах и т. д. Операции, которые не удалось идентифицировать, фискалы вправе расценивать как незадекларированный доход.

В случаях, когда органы ФНС в парадигме борьбы с серыми зарплатными схемами при анализе движения средств по картам сотрудников организаций обнаружат факты систематического и единовременного внесения наличных на карты, они могут сделать вывод о выплатах зарплаты «в конверте». Одновременно сотрудники ФНС могут видеть и безналичные покупки граждан, а значит, в режиме онлайн мониторить доходы и расходы за отчетный налоговый период.

Сопоставление дебета с кредитом при определенных условиях может стать исчерпывающим доказательством факта получения нелегального дохода. В этом случае от налогоплательщика могут потребовать документы, обосновывающие легальный источник совершения покупок.

Наверное, на первом этапе никто не будет требовать объяснений по «мелочевке» в 40–50 тыс. рублей. Но при значительных суммах от неприятных объяснений не отвертеться. Между тем эти самые «значительные суммы» легко складываются за несколько месяцев или за год, когда речь идет о серых зарплатах. Таким образом, потенциально под фискальный колпак может попасть кто угодно.

Уместно напомнить, что ответственность за уклонение и неуплату налогов регламентируется статьей 122 Налогового кодекса РФ. Следственный комитет России выступает за ужесточение уголовного наказания для нарушителей – физических лиц.

Это общемировая практика. В Соединенных Штатах, например, уклонение от уплаты налогов считается тяжким преступлением. Ответственность за совершение этого правонарушения предусмотрена как федеральным законодательством, так и законами штатов. В зависимости от масштаба преступления и иных квалифицирующих факторов в США подобные вольности могут быть чреваты крупным денежным штрафом или даже пожизненным лишением свободы. В свете этих строгостей российские правила взыскания фискальных долгов по банковским картам можно назвать почти гуманными.

Автор  Валерий Корнейчук

Источник profile.ru