Почему в некоторых странах банки платят гражданам, которые берут ссуду.

 

Представьте: вы берете ипотеку и финучреждение вам за это платит. Банк Паулы Кристины Сантос из Португалии именно так и делает. Ее процентная ставка колеблется и составляет около -0,25%. Ежемесячно Banco BPI SA, где она взяла ипотеку в 2008 году, вносит на ее счета проценты. «Кредит наизнанку» стал возможным после того, как Европейский центральный банк снизил процентные ставки до нуля в 2014 году.

После того, как экономика в еврозоне улучшилась, появились ожидания, что через несколько лет ставки возрастут. Но с пандемией коронавируса они развеялись. Поэтому большинство заемщиков в Португалии, а также в Дании, где процентные ставки стали отрицательными в 2012 году, оказываются в необычном положении получателя процентов по кредитам. Возникает вопрос: почему кредитор готов платить кому-то за кредит, учитывая, что он берет на себя риск непогашения кредита?

Логика отрицательных ставок

Когда центральные банки исчерпывают все способы стимулирования экономики своей страны, тогда их внимание привлекает такой инструмент денежно-кредитной политики, как отрицательные процентные ставки. Они обычно устанавливаются центральными банками и другими регулирующими органами. Это фактически означает, что банки и другие финансовые компании должны платить, чтобы сохранять свои избыточные резервы в центральном банке, а не получать положительные процентные доходы.

Первым такую политику внедрил Центральный банк Швеции в июле 2009 года, снизив ставку по овернайт-депозитам до -0,25%. Его примеру последовали Япония и другие европейские страны. А все из-за опасений впасть в дефляционную спираль. Дело в том, что в сложные экономические времена люди и предприятия склонны воздерживаться от расходования денег, пока не наступит экономическое улучшение.

Однако такая тактика может еще больше ослабить экономику, поскольку отсутствие затрат приводит к сокращению рабочих мест, уменьшению прибыли и падению цен — все это усиливает страхи людей, стимулируя их еще больше накапливать деньги. Таким образом, расходы еще больше замедляются, цены снова падают, побуждая людей ждать их более существенного проседания. Ситуация повторяется. Это и есть дефляционная спираль. При применении политики отрицательных ставок, хранение наличности влечет за собой комиссию, а не заработок процентов. То есть вместо того, чтобы зарабатывать проценты за деньги, оставленные, например, в Банке Англии, из банков взимается плата за их размещение.

Так, Европейский центральный банк, центральные банки Швейцарии и Дании, Японии взимают плату с местных банков за внесение денег в надежде, что это побудит их прекратить накопление средств, а наоборот — будет стимулировать занимать больше друг другу, потребителям и бизнесу. Благодаря этому инструменту, банки предпочитают давать деньги заемщикам и зарабатывать хоть какие-то проценты, а не платить деньги центральному банку.

Теоретически отрицательные процентные ставки стимулируют экономическую активность и сдерживают инфляцию. Словом, этот инструмент призван поощрять кредитование, расходы и инвестиции, а не накапливать наличные.

Другой существенной причиной того, что ЕЦБ обратился к инструменту отрицательных процентных ставок, является снижение стоимости евро. Низкая или отрицательная доходность европейского долга должна сдерживать иностранных инвесторов, ослабляя таким образом спрос на евро.

Как эта политика сказывается на банковских сбережениях

Отрицательная базовая ставка, вероятно, приведет к тому, что банки не будут платить проценты по депозитам, или будут начислять лишь немного выше 0%. Это означает, что стоимость депозитов еще больше съест инфляция. Кроме того, владельцев депозитов могут обязать платить за хранение крупных сумм денег в банке. К примеру, швейцарский банк UBS взимает с состоятельных клиентов плату за сбережение денег в размере более 500 тыс. евро. В датском банке Jyske клиентам приходится платить подобные сборы.

Источник  psm7.com