Мировая экономика в 2023 году столкнулась сразу с несколькими новыми вызовами. Чего ждать от 2024-го? Основными рисками могут стать высокие процентные ставки, замедление экономического роста в крупнейших западных экономиках и Китае, а также геополитические события по всему миру, от Ближнего до Дальнего Востока , сообщает forbes.ru .

Фото Getty Images

Фото Getty Images

Мировая экономика в 2023 году столкнулась сразу с несколькими новыми вызовами. Одной из основных неожиданностей стала ситуация вокруг китайской экономики: еще в начале года рынки закладывали ее быстрое восстановление после снятия жестких пандемийных ограничений, однако все оказалось наоборот. Внутренний спрос, который по прогнозам должен был стать главным двигателем восстановления, рос намного медленнее ожиданий, показатели экспорта и импорта снижались большую часть года, до рекордного уровня — выше 20% — выросла безработица среди молодежи.

Европейская экономика стагнировала большую часть года, а по итогам III квартала 2023 года ВВП Еврозоны снизился на 0,1%. Экономика США, вопреки ожиданиям, в 2023 году уверенно росла. Если еще в начале года, после серии банкротств крупных американских банков, самым вероятным сценарием была рецессия, то к концу года рынки стали полны оптимизма. В III квартале экономика США выросла на 4,9% — максимум с конца 2021 года.

В ушедшем году фактором влияния на мировые рынки также стал новый военный конфликт — между Израилем и ХАМАС. Он подстегнул рост цен на нефть, а также породил ряд спекуляций: останется ли это военное столкновение локальным или перерастет в более крупный конфликт. Геополитика останется одним из ключевых рисков для мировой экономики и в 2024 году, сходятся во мнении крупнейший финансовые институты в своих прогнозах. Другие риски — замедление экономического роста и высокая инфляция, бороться с которой будет сложнее, чем ожидалось.

Высокие ставки на Западе

Одним из главных рисков для мировой экономики в 2024 году — продолжение замедления глобального роста. Если в 2000-2019 годах среднегодовой рост мировой экономики составлял 3,8%, то в 2023-2024 годах он существенно ниже — 3% и 2,9% по базовому прогнозу МВФ. По прогнозу Fitch, замедление будет более резким — с 2,9% в 2023-м до 2,1% в 2024-м. Причиной замедления ведущих экономик будет, в частности, высокий уровень процентных ставок. Цикл ужесточения монетарной политики западные регуляторы провели в 2022-2023 годах, ставки в США и ЕС выросли до максимума с начала 2000-х годов. Крупнейшая экономика мира, американская, будет расти более медленно из-за замедления роста доходов домохозяйств и снижения активности в кредитовании и инвестициях, отмечает Fitch. Агентство прогнозирует, что ВВП США в 2024 году вырастет на 1,2% в годовом выражении, что сильно меньше закладываемых 2,9% в 2023 году.

Крупнейшим мировым экономикам, тем не менее, в базовом сценарии удастся избежать рецессии в следующем году, уверены в Goldman Sachs. Главный экономист Goldman Sachs Research Ян Хациус выделяет несколько поводов для оптимизма. Во-первых, рост реальных доходов как в США, так и в Еврозоне, будет достаточным, чтобы поддерживать внутренний спрос и рост ВВП как минимум на уровне 2% к концу года. Во-вторых, несмотря на то, что повышенные ставки будут продолжать оказывать давление на экономический рост, худшее в этом плане уже позади. По подсчетам Goldman Sachs, максимальное влияние от ужесточения монетарной политики на темпы роста ВВП происходит в течение двух кварталов, поэтому в 2024 году торможение западных экономик от ухудшившихся кредитных условий будет меньше, чем в 2023-м. Наконец, согласно анализу Goldman Sachs, когда инфляция опускается ниже 3%, центральные банки вдвое чаще снижают ставки, если существует риск рецессии, чем в ситуации, когда инфляция выше 5%. Годовая инфляция в США достигла по итогам ноября 3,1%, в еврозоне — 2,4%. Если инфляция продолжит двигаться по нисходящей траектории, центральные банки в Европе и США смогут во второй половине 2024-го начать снижать процентные ставки, что улучшит перспективы экономического роста, прогнозирует Morgan Stanley.

Впрочем, оптимистичные прогнозы основаны прежде всего на том, что инфляция продолжит снижаться и двигаться к целевым для США и еврозоны значениям в 2%. Но есть умеренный риск того, что инфляция в 2024 году снова ускорится, предупреждает исследовательский центр The Economist Intelligence Unit (EIU). Подстегнуть инфляцию может напряженная ситуация на рынках труда и рост цен на сырье из-за дефицита предложения. Это может подтолкнуть мировые ЦБ к продолжению ужесточения политики, что, в свою очередь, сократит потребительский и инвестиционный спрос. На развивающихся рынках более высокие ставки могут вызвать резкое обесценение валюты, что еще больше увеличит инфляцию и сдержит экономический рост, объясняет EIU. Инфляция может быть волатильной даже после достижения пиковых значений, указывает американская финансовая компания Charles Schwab. Компания ссылается на события 1970-го года, когда инфляция в США после достижения пика долгое время не могла прийти к целевому уровню в 2%, что заставило ФРС принимать ответные меры. «Не факт, что инфляция сможет быстро вернуться к целевому показателю в 2% в 2024 году. Проблемы могут появиться из-за напряженных глобальных рынков труда, нестабильных цен на энергоносители и проблем с цепочками поставок», — предполагают в Charles Schwab.

Медленный рост на Востоке

Если для экономической динамики в развитых западных странах будут важное значение иметь темпы инфляции, то для второй экономике в мире, китайской, риски лежат на противоположной стороне — дефляционной. Снижение внутреннего спроса во многом объясняется хроническим кризисом на рынке китайской недвижимости, на которую приходится от 15% до 30% ВВП страны, отмечает Morningstar. Ожидается, что продажи недвижимости в 2024 году продолжат сокращаться, что окажет давление на ликвидность застройщиков, говорит аналитик Freedom Finance Global Алина Попцова. «S&P Global Ratings прогнозирует, что при негативном сценарии продажи могут упасть примерно до 10 трлн юаней. Это вернет активность сектора к уровням, наблюдавшимся в 2015 году», — отмечает она.

На фоне замедления темпов экономического роста Китай все чаще сравнивают с экономикой Японии, которая из-за снижения внутреннего спроса и дефляции в свое время столкнулась в т.н. «потерянными десятилетиями». По прогнозу Goldman Sachs, рост ВВП Китая в 2024 году замедлится до 4,8%. «Экономическая слабость все еще может стать проблемой в 2024 году для Китая. Если же китайская экономика долгое время будет находиться в стагнации или рецессии, то это отразится и на торговых партнерах страны (страны Юго-Восточной Азии, Евросоюз), которые в этом случае также могут столкнуться с экономическим спадом», — предупреждают в Morningstar.

Экономический пессимизм китайского населения также выражается в индексе потребительского доверия (потребительского оптимизма), который ведет Национальное бюро статистики КНР — в 2023 году показатель был на минимуме за 25 лет. Чтобы исправить ситуацию, правительство решило проводить стимулирующую политику — инвестировать в инфраструктуру и поддержать сектор недвижимости. Несмотря на это, именно чрезмерное вмешательство государства для решения проблем экономического роста может таить в себе дополнительные риски, отмечает EIU. Использование «вертолетных денег» для стимулирования спроса, снятие ограничений на покупку жилья в крупнейших китайских городах и помощь застройщикам — все это может создать на рынке очередной пузырь. Кроме того, это может сузить пространство для частного капитала и привести к более масштабному вмешательству государства в экономику, предупреждают эксперты EIU.

Политические риски по всему миру

Но главным макроэкономическим риском 2024 года выглядит геополитика. По крайней мере, именно геополитику считают главной опасностью участники масштабного опроса 500 институциональных инвесторов, проведенного Natixis. В 2024 году выборы, парламентские или президентские, пройдут более чем в 50 странах. В частности, на осень 2024 года запланированы президентские выборы в США. Сейчас в стране сложилась уникальная ситуация: согласно недавнему опросу от Gallup, около 63% взрослого населения США считают, что Республиканская и Демократическая партии «настолько плохо справляются» со своими обязанностями, что «необходима третья крупная партия». Это самый высокий показатель в этом опросе с тех пор, как Gallup впервые начал его проводить в 2023 году.

Итоги выборов в США определят контуры будущей политики крупнейшей и самой влиятельной экономики мира на ближайшие четыре года, говорит руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольга Беленькая. Особенно «рискоемким» может быть переходный момент, когда новый президент уже избран, но власть ему еще не передана — тогда оппоненты США часто решаются на действия, противоречащие американским интересам, замечают аналитики Charles Schwab. Другие важные выборы пройдут в январе — на Тайване выберут президента. Основная борьба будет идти между кандидатами от правящей Демократической прогрессивной партии и оппозиционной партии Гоминьдан, которая выступает за сближение с материковым Китаем. «Это важно, прежде всего, в контексте надежд Пекина на мирное воссоединение с Тайванем или возможного обострения противостояния, при котором Китай может попробовать решить ситуацию с помощью силового захвата власти на Тайване или военной блокады», — отмечает Ольга Беленькая.

Именно усиление противоречий между Китаем и США было наиболее заметным в конце 2023 года, отмечают аналитики Deutsche Bank. Они ожидают, что стратегическое соперничество между двумя странами, которое уже привело к ряду негативных последствий для их торговых отношений, в 2024 году усилится. Кроме того, сохраняются риски того, что текущие конфликты — например, на Украине и в Газе — охватят более широкий круг участников на региональном или глобальном уровне, указывается в EIU.

Политические риски — пожалуй, самые важные, считает эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Валерий Емельянов. «Поскольку их невозможно смоделировать, их нельзя захеджировать. Это человеческий фактор в чистом виде: как поведут себя политики в следующем году, не знает никто, даже сами эти политики. Столь же непредсказуемы и социальные проблемы. Когда и где они обернутся протестами или даже целой войной, как было в Газе, заранее сказать нельзя», — заключает эксперт.

Автор Артем Терентьев

Источник forbes.ru