Банки вынуждены балансировать между соблюдением требований своих регуляторов и реалиями работы в России: санкциями, бюрократическими препятствиями и политическими рисками. Но высокие прибыли, которые банки получают благодаря двузначным процентным ставкам в РФ, также делают невыгодным для них выход с рынка, сообщает psm7.com.

Почему европейские банки не могут уйти из РФ

Фото: PSM

Одной из главных причин, почему европейские банки не могут покинуть Россию, - постоянное давление со стороны российских компаний и судебные решения. К примеру, «Русхималиянс», дочерняя компания «Газпрома», добилась ареста российских активов трех европейских банков на сумму 794 миллиона евро. Это существенно усложняет выход банков с русского рынка и создает дополнительные денежные опасности.

Но есть ряд других причин, по которым западные банки не могут покинуть российский рынок. В этой статье мы объясним все нюансы и опишем ситуацию на примере нескольких известных банков, застрявших в России.

Почему банки не могут выйти из России

После полномасштабного вторжения России в Украину европейские банки оказались в затруднительном положении из-за своего присутствия в России. Западные санкции ограничивают деятельность компаний, а местные правила и налоги с продаж усложняют вывод средств.

Иностранные банки вынуждены соблюдать местные законы, часто противоречащие давлению со стороны Европейского центрального банка (ЕЦБ). Это создает значительный конфликт между соблюдением регуляторных требований и необходимостью соблюдать местные законы.

"Наблюдательный орган обратился ко всем банкам со значительным бизнесом в России с просьбой ускорить свои усилия по снижению рисков, разработав четкую дорожную карту сокращения и выхода", - заявила министрам финансов еврозоны Клаудия Бух, главный наблюдательный чиновник центрального банка, во время встречи с министрами финансов .

Процесс продажи паев или вывод капитала также усложняется местными бюрократическими процедурами. К примеру, итальянский банк Intesa Sanpaolo SpA получил разрешение от президента оосии на продажу своего российского подразделения, но сделка по продаже была замедлена бюрократическими препятствиями.

Важный политический риск также умеряет европейские банки, поскольку кремль может арестовать активы компаний или частных лиц из стран, которые он считает недружественными. С одной стороны, банки могут попасть под санкции со стороны западных стран, а с другой стороны, они рискуют потерять свои активы из-за действий местных властей.

Западные банки тоже боятся потерять деньги. Единственный крупный банк, полностью покинувший россию, Société Générale SA, понес значительные убытки, списав стоимость своего бизнеса более чем на 3 миллиарда евро. Остальные банки пытаются избежать подобных потерь, поэтому процесс выхода затягивается.

Интересно по теме: Названо, сколько налогов европейские банки заплатили Кремлю

Идти не выгодно

Такие банки, как Raiffeisen, UniCredit, OTP, ING, Intesa, Commerzbank, Deutsche Bank, Crédit Agricole и Société Générale, демонстрируют разные уровни прибыли.

В большинстве случаев наблюдается значительный рост доходов в 2023 году по сравнению с 2021 годом, отражающий влияние высоких процентных ставок и эффективность их деятельности на российском рынке. Обратите внимание, что данные OTP были перечислены с форинтов по курсу на начало мая прошлого года.

Рост доходов, особенно таких банков, как Райффайзен и Интеза, может привлечь внимание регуляторов из-за риска возможных нарушений санкций. В то же время, Société Générale демонстрирует снижение доходов, что может свидетельствовать об их выходе с российского рынка.

Ситуация по каждому банку

Как уже отмечалось, французский банк Société Générale SA стал единственным крупным банком Европейского Союза, который полностью ушел с российского рынка. Он разгрузил свою крупнейшую российскую дочернюю компанию, Росбанк, всего через несколько недель после вторжения России в Украину. После продажи двух меньших подразделений Société Générale сократил численность своего персонала в России более чем на 99%.

Голландский банк ING Groep NV , работающий в России с 1993 года, с начала 2022 года сократил свой бизнес, связанный с россией, на три четверти, до около 1,3 млрд евро.

Deutsche Bank AG. Этот немецкий банк резко сократил количество своих сотрудников в России, в значительной степени из-за закрытия своего ИТ-хаба, но он также получил в прошлом году большую прибыль, чем в 2021 году, до вторжения. Это достаточно типично для банков, которые все еще испытывают деньги в России, учитывая трудности, с которыми сталкиваются европейцы, когда возвращают деньги домой, и двузначные процентные ставки, которые российский центральный банк платит по депозитам кредиторов.

Австрийский банк Raiffeisen Bank International уже два года пытается сократить или выйти из рынка с минимальными потерями. Но сложное соглашение по репатриации капитала недавно провалилось, и банк заявил, что не смог заручиться поддержкой западных регуляторов, что поставило его под угрозу нарушения санкций. Банк утверждает, что работает над обеспечением соблюдения санкций и значительно сократил свою деятельность в России с 2022 года. То есть, сократив свой кредитный портфель почти на 60%, до около 5,8 миллиарда евро, хотя его количество фактически выросло на 7% до почти 10 000.

Венгерский OTP Bank — один из немногих кредиторов ЕС, выведших деньги из страны. Как известно, премьер-министр Венгрии Виктор Орбан является ближайшим союзником Кремля в ЕС, и он месяцами удерживал помощь от блока на оборону Украины, прежде чем уступить, но OTP настаивает, что не получил выгоды от его уютных отношений с Путиным. Компания заявляет, что полностью соблюдает санкции и хочет выйти с рынка, но российские регуляторы усложняют ее продажу по справедливой цене.

Другой итальянский банк, UniCredit SpA , работает в России через дочернюю компанию с примерно 3 100 сотрудниками и более 50 отделениями. Базирующийся в Милане банк заявляет, что зарезервировал более 800 миллионов евро на случай дефолта в России с 2022 года и сократил свой кредитный портфель на две трети. Главный исполнительный директор Андреа Орселл заявил во время майской телефонной конференции, что банк будет продолжать делать все возможное в стране и что он соблюдает санкции, но окончательный выход из страны-террористки будет сложно осуществить.

Автор Анна Мартыщук

Источник psm7.com