За последние пять лет среди населения выросли более чем в 10 раз и достигли внушительной доли в розничном товарообороте – 89%. Межбанковские платежные системы Национального банка обрабатывают порядка 88% всего безналичного оборота в стране, превысив символическую отметку в один квадриллион тенге совокупного оборота транзакций за девять месяцев текущего года. Такое заявление сделал заместитель председателя Национального банка Казахстана Акылжан Баймагамбетов на открытии Central Asia Fintech Summit, сообщает prodengi.kz.
«Однако с динамичным ростом проникновения инноваций также значительно расширяется ландшафт киберрисков и онлайн-мошенничества. В целях их предотвращения, 22 июля т.г. совместно с участниками рынка и правоохранительными органами, мы запустили Национальный антифрод-центр, который уже помог предотвратить мошенничество на сумму более 500 млн тенге и продолжает интенсивно развиваться», - отчитался заместитель председателя Национального банка Казахстана Акылжан Баймагамбетов.
Цифровой Нацбанк
В настоящее время Нацбанк совместно с АРРФР и участниками рынка разрабатывает Стратегию цифровизации финансовых регуляторов на ближайшие пять лет. Предполагается, что объединит все «цифровые» инициативы в единую концепцию Цифрового Национального банка.
«Переход на качественно новый этап цифровизации невозможен без наличия Национальной цифровой финансовой инфраструктуры, обеспечивающей взаимодействие между собой финансовых организаций и масштабное проникновение цифровых финансовых услуг на национальном уровне, - считает Акылжан Баймагамбетов. - Ключевым принципом такой инфраструктуры должен стать равный доступ для всех участников рынка и равные возможности на основе единых и понятных для всех правил, в основе которых лежит «человекоцентричная» модель».
Спикер считает, что новый Цифровой Нацбанк «позволит поддерживать здоровую конкуренцию в индустрии, поддерживать прозрачность и эффективное долгосрочное развитие рынка».
Ключевыми компонентами инфраструктуры выступают Национальная платежная система, платформа Цифрового тенге, платформа Open API, механизм цифровых согласий, система биометрической идентификации и Антифрод-центр. Некоторые из этих решений уже функционируют, а некоторые, такие как «Цифровой тенге», платформа Open API, Антифрод- центр запущены в прошлом году в пилотном режиме и производится наращивание сервисов.
«К 2025 году будут завершены основные работы по формированию данной инфраструктуры. (…) Основной вектор – это построение Data-Driven банка, который также требует перестройки основных бизнес-процессов самого Национального банка. На базе административных и транзакционных данных, которыми владеет Национальный банк и его дочерние структуры, формируется платформа данных. Она направлена на совершенствование дата-центричных технологий макро- и микро- пруденциального регулирования и надзора ДКП. Доступ к расширенному набору данных улучшит качество исследований и предиктивной аналитики, а также позволит увеличить объемы доступных рынку открытых данных, повышая общественную ценность данных, собираемых для целей регуляторов», - заключил спикер.
Источник prodengi.kz