Торстен Слок, главный экономист Apollo, в разговоре с Барри Ритхольцем на радио Bloomberg, объяснил, почему экономика США показывает чудеса стойкости, почему домохозяйства оказались нечувствительными к денежно-кредитной политике, а также почему индекс S&P500 в среднесрочной перспективе ожидает падение. И первая ласточка уже прилетела: акции Alphabet на торгах во Франкфурте потеряли 8%, не оправдав ожиданий аналитиков,сообщает finversia.ru.

Apollo: преимущество экономики США – в её закрытости

Фото: Bing Image Creator

О закрытой экономике

Барри Ритхольц, председатель правления Ritholtz Wealth Management LLC и автор передачи Masters in Business, спросил своего гостя Торстена Слока, главного экономиста Apollo, почему уровень инфляции в Соединенных Штатах колеблется в районе 2,5%, в то время, как в остальном мире инфляция составляет не менее 4,5%.

Торстен Слок считает, что корень проблемы в том, что Европа находится не в особенно хорошем положении по сравнению с США. Европа сталкивается с проблемой замедления роста Китая. Рабочая сила в Китае составляет около 1 млрд. человек и, согласно прогнозу ООН, в течение следующих 10 лет она сократится до 900 млн. Это означает, что страна будет терять по 1 млн. рабочих мест в месяц. Таким образом, в Китае в течение следующего десятилетия в сфере услуг, в производственном секторе будет работать на 100 млн. человек меньше. На 100 млн. человек меньше будут платить налоги, нуждаться в жилье и так далее.

Китай вовлечён в торговую войну не только с США, но и с Европой. Таким образом, европейская экономика тоже находится не в лучшем положении. Торстен видит проблему в том, что инфляция в сфере услуг в Европе во многом обусловлена инфляцией заработной платы, потому что большая часть заработной платы напрямую влияет на сферу услуг, и поэтому именно так она и измеряется, когда вы измеряете инфляцию в сфере услуг.

Главный экономист Apollo заявил, что США – единственная в мире экономика закрытого типа. То есть, экономика не слишком сильно зависит от остального мира. В тоже время, например, Дания – малая открытая экономика, Австралия – малая открытая экономика, на самом деле и Канада – это тоже небольшая открытая экономика, потому что она зависит от других стран.

– Это очень важно, потому что если мы возьмём 3 причины, почему в США всё так хорошо: меньшая чувствительность к процентным ставкам, у нас есть искусственный интеллект и центры обработки данных, бум, у нас сильная налогово-бюджетная политика, – привёл он аргументы.

Меньшая чувствительность к высоким ставкам связана с тем, что 95% ипотечных кредитов сроком на 30 лет были зафиксированы с постоянной, а не плавающей ставкой.

В тоже время в других странах нет этого – ни бума ИИ, ни бума центров обработки данных, ни помощи со стороны государства в виде стимулирующей налогово-бюджетной политики.

Индекс S&P500 более уязвим, чем экономика США

Слок особенно подчеркнул, что экономика США и фондовый рынок живут «немного сами по себе». Индекс S&P500 – это не ВВП США, 40% доходов компаний из индекса S&P500 поступает из-за рубежа. Таким образом, если Apple продаст меньше iPhone в Канаде, Европе, Австралии, это повлияет на прибыль Apple. Если в остальном мире дела будут идти плохо, это может привести к негативным последствиям для S&P500.

Разговор Барри Ритхольца и Торстена Слока произошёл 31 января 2025 года. Однако уже 5 февраля агентство Reuters сообщило, что на дополнительных торгах во Франкфурте, акции Alphabet упали почти на 8% – на следующий день после того, как компания сообщила о квартальных доходах, которые показали замедление роста доходов от облачных технологий и не оправдали ожиданий аналитиков.

S&P500, S&P493 или S&P400?

Слок считает нынешние цены на акции из «Великолепной семёрки» неоправданно завышенными. Коэффициент P/E для Tesla составляет 180, для Nvidia – около 60, для Amazon – около 45. При этом, в среднем для индекса историческое значение составляло 16.

– Так что, если эти компании действительно стоят дорого, я думаю, что более разумным подходом было бы сказать, что некоторые из этих компаний, вероятно, начнут приходить в упадок, а на их место придут другие. Трудно выбрать, какие из них лучше, но, может быть, в этой ситуации, по крайней мере, стоит согласиться с тем, что, возможно, лучше купить S&P493, – предложил Слок.

Экономист также подчеркнул, что ему не нравятся акции с большой капитализацией потому, что считает их слишком дорогими. В тоже время, ему не нравятся акции с малой капитализацией потому, что он считает, что они не приносят дохода.

– Вот почему я считаю, что акции компаний, находящихся в середине списка, как в публичном, так и в частном секторе, стоят недорого, но в этом случае, если вы инвестируете в публичный сектор, S&P400, вероятно, будет работать, по крайней мере, на мой взгляд, лучше, чем другие части спектра, – прогнозирует главный экономист Apollo.

Политика Трампа в отношении мигрантов и инфляция

Согласно приблизительным оценкам, в США около 11 млн. нелегальных мигрантов, и примерно половина из них, вероятно, имеет работу. То есть около 6 млн. Всего в США около 160 млн. рабочих мест.

– Таким образом, если вы депортируете миллионы людей, то лишите работы примерно 2%, 3% или даже 4% от всей рабочей силы, – приходит к выводу Слок.

Нелегальные мигранты работают в трёх отраслях: в сельском хозяйстве, в строительстве и в ресторанах или сфере услуг. Таким образом, до 14% работников в сельском хозяйстве и строительстве являются нелегальными мигрантами.

– И если это так, то это означает, что мы увидим инфляцию заработной платы в строительстве, инфляцию заработной платы в сельском хозяйстве и инфляцию заработной платы в ресторанах, – предупредил Слок.

О снижении налогов и дерегулировании

Дональд Трамп пообещал снизить корпоративные налоги для отечественных производителей не только до 21%, но и до 15%. Нюанс состоит в том, что доля производства в ВВП США не превышает 10% и, соответственно, 10% рабочих мест.

– Так что это немного странно, что сектор, составляющий лишь 10% экономики, продолжает привлекать к себе столько внимания. Но, тем не менее, «Сделаем Америку снова великой» – это, вероятно, возвращение производства, – напомнил Торстен Слок.

Экономист считает, что обещанное снижение корпоративных налогов для отечественных производителей действительно было бы стало положительным фактором. И данная политика сама по себе способствовала бы снижению инфляции и росту ВВП.

Что касается дерегулирования, то пока не известно точно, как оно будет выглядеть – в сфере финансовых услуг, в сфере энергетики, в сфере транспорта.

– Но в целом дерегулирование высвободит предпринимательскую инициативу и будет способствовать росту ВВП. Кроме того, дерегулирование оказывает понижательное давление на инфляцию, по крайней мере в долгосрочной перспективе, – отметил Слок.

Экономист уверен в том, что вне зависимости от уровня ключевой ставки, в Штатах продолжится бум в сфере искусственного интеллекта и в сфере центров обработки данных. Потому что все хотят инвестировать и должны инвестировать в искусственный интеллект.

Кроме того, бенефициарами данного бума выступят производители газа и атомной энергетики.

Автор Федор Чайка

Источник finversia.ru