Акции компании Tesla переживают резкий спад после того, как в декабре достигли своего пика. За последние три месяца рыночная капитализация флагмана рынка EV упала на 45%, сведя на нет большую часть достигнутых успехов.

Крах или новая глава? Что ждет Tesla в будущем?

Фото: Bing Image Creator

Однако, даже несмотря на эти потери, Tesla по-прежнему оценивается гораздо выше традиционных автопроизводителей и технологических гигантов. Причина? Многие инвесторы продолжают верить в идею Маска о том, что Tesla – это не просто автомобильная компания, а лидер в области искусственного интеллекта, готовый совершить революцию в сфере транспорта с помощью роботакси и человекоподобных роботов,сообщает finversia.ru.

Но что же на самом деле стало причиной столь масштабного падения? Это более широкий спад на рынке, фундаментальные опасения по поводу бизнеса Tesla или сам Илон Маск, подавшийся в большую политику, стал обузой для компании? Давайте разбираться.

Ситуация на рынках

Начнем с глобальных причин падения акций компании. Это падение спроса на электромобили в целом. В Европе и США спрос на электромобили снижается, а доля автомобилей с ДВС в продажах растет. В Европе рыночная доля электромобилей сократилась до 14% в августе, тогда как год назад она превышала 15%. В Германии, крупнейшем авторынке региона, продажи электрокаров упали на 69%.

Конечно же, эти тенденции не прошли стороной Tesla. В Соединенных Штатах, особенно в Калифорнии – крупнейшем рынке сбыта компании, – последствия оказались весьма разительными. Продажи в Калифорнии упали почти на 8% в 4-м квартале 2024 года и примерно на 12% за весь год, что свидетельствует о значительном снижении доверия потребителей.

Bloomberg News отмечает, что показатели доверия и симпатии к Tesla упали до самого низкого уровня как минимум с 2023 года.

По другую сторону Атлантики, в Европе ситуация не менее тревожная. В Германии, крупнейшем рынке электромобилей на континенте, продажи Tesla упали на 71%, а в Норвегии, Франции и Испании падение составило от 44 до 45%.

Эти спады сопровождались заметным изменением общественных настроений: инвесторы и потребители стали сомневаться в стратегическом направлении развития компании на этих важнейших рынках. Одновременный спад на американском и европейском рынках подчеркивает глобальный характер проблем, с которыми сейчас сталкивается Tesla.

Падение затронуло и дальние рынки. Так, в Австралии продажи упали более чем на 70% по сравнению с предыдущим годом, а в Китае поставки в феврале упали на 49%.

Британский рынок, напротив, подает надежды: в феврале продажи Tesla выросли на 20%, что свидетельствует о том, что региональные условия на рынке могут существенно различаться.

Падение акций Tesla также вызвано неопределенностью в отношении тарифных планов президента Трампа. Поскольку Канада и Мексика являются важнейшими рынками для поставщиков автомобилей, повышение тарифов может нарушить производство, повысить затраты и потенциально перерасти в торговую войну.

Эти различия подчеркивают тот факт, что макроэкономические факторы – от сбоев в цепочках поставок до роста стоимости сырья – оказывают огромное давление на глобальные операции Tesla. В результате компания вынуждена ориентироваться в сложной обстановке, когда местные экономические условия и жесткая конкуренция играют решающую роль в формировании ее показателей.

Проблемы в основной деятельности

Помимо внешнего давления на рынок, Tesla также сталкивается с серьезными проблемами в своей основной деятельности. Компания столкнулась с задержками в запуске новых моделей, а долгожданный Cybertruck не оправдал ожиданий: в прошлом году его продажи составили всего 38 965 единиц, что намного ниже первоначального прогноза в 250 000 единиц к 2025 году.

Кроме того, спрос на такие известные модели, как Model 3 и Model Y, снизился, что вынуждает Tesla снижать цены, чтобы увеличить продажи. Эти производственные неудачи подчеркивают фундаментальную проблему в способности компании внедрять инновации и поддерживать темпы развития.

Аналитики рынка отмечают, что вялая производительность Cybertruck является симптомом более глубоких проблем в продуктовом конвейере Tesla. Более того, опора на ограниченный ассортимент моделей без активного внедрения новых предложений создает долгосрочные риски для лидерства Tesla на рынке.

Усиливающееся давление со стороны конкурентов – особенно доступных электромобилей, появляющихся в Китае, – только усугубляет эти проблемы, подчеркивая необходимость стратегических операционных корректировок.

Политическое влияние Илона Маска

Помимо операционных и рыночных проблем, спад Tesla усугубляется противоречивой политической деятельностью ее генерального директора Илона Маска. Некогда прославленный как инновационный предприниматель и пионер в области охраны окружающей среды, Маск все чаще занимает политические позиции, которые поляризуют общественное мнение.

Его активное участие в американских выборах и поддержка Дональда Трампа привели к резкому падению рейтинга его благосклонности.

Учитывая политизированность американского общества – результат не заставил себя долго ждать. Согласно данным Strategic Vision, около половины покупателей электромобилей сторонники демократической партии, тогда как среди республиканцев и консерваторов этот показатель составляет примерно 20%.

Президент Strategic Vision Александр Эдвардс отмечает, что демократы, которые традиционно составляли основную группу владельцев электромобилей, теперь все чаще отказываются от Tesla в пользу других марок. Так, доля демократов снизилась с 40% в начале президентства Байдена до 29% в настоящее время, тогда как число республиканцев остается на уровне около 30% с 2021 года.

Сдвиг в общественном восприятии напрямую повлиял на имидж бренда Tesla, превратив его из символа устойчивых инноваций в олицетворение политического курса текущей администрации Белого дома.

Отрицательная реакция не ограничивается только общественным мнением – было зафиксировано множество случаев вандализма, направленного против зарядных станций, демонстрационных залов и автомобилей Tesla.

Например, во время карнавального парада в Новом Орлеане несколько кибергрузовиков, как сообщается, были повреждены бусами, освистыванием и другими враждебными действиями. Некоторые владельцы Tesla в знак протеста даже стали клеить на свои автомобили наклейки на бампер с фразой «Я купил это до того, как все узнали, что Илон Маск сошел с ума». В целом, переплетение политических амбиций Маска с брендом Tesla подрывает доверие потребителей и ставит под угрозу долгосрочное положение компании на рынке.

Новые горизонты

Таким образом, компания Tesla переживает многогранный кризис, в котором переплетаются давление рынка, операционные проблемы и противоречивая политическая позиция ее генерального директора. Некогда уважаемый бренд сейчас борется со снижением продаж на ключевых рынках, обострением конкуренции и быстро меняющимся общественным имиджем, который, похоже, в равной степени определяется как политической риторикой, так и технологическими инновациями. Несмотря на эти неудачи, среди сторонников и отраслевых аналитиков сохраняется нить оптимизма, которые считают, что новый цикл производства может оживить судьбу компании.

Так, прогнозируется запуск доступных моделей электромобилей, роботакси, автономных сервисов по требованию и человекоподобных роботов для работы на заводах. Ожидается, что во второй половине 2025 года Илон Маск переключит свое внимание на Tesla и другие свои компании.

К тому же, согласно аналитике TD Cowen, Tesla, вступает в раннюю стадию значительного цикла производства продукции на 2025-2026 годы, что, по их мнению, может возобновить рост объемов и улучшить общее настроение на рынке.

Автор Сергей Рубан

Источник finversia.ru