Мировой рынок корпоративных заимствований в 2007–2017 годах вырос почти в три раза, до $11,7 трлн, доля облигаций в его структуре составила 19%, констатируют аналитики McKinsey Global Institute (MGI). Интенсивный рост облигационной задолженности наблюдался во всех регионах, но почти две его трети обеспечили развивающиеся страны.
Основной причиной роста рынка стала посткризисная реструктуризация банковских балансов, которая заставила нефинансовые компании искать новые источники инвестиций. Бурное развитие рынка корпоративных облигаций вызвало, однако, существенное снижение среднего качества заемщиков. По оценкам аналитиков MGI, более половины непогашенного долга нефинансовых компаний в США приходится на эмитентов с повышенным риском дефолта (преимущественно из ритейла и энергосектора). Аналогичная ситуация наблюдается и в развивающихся странах, в первую очередь в Индии, Бразилии и Китае, где доля таких компаний достигает 30%. В то же время в большинстве стран Европы доля «мусорных» облигаций сейчас составляет менее 5% — в условиях дешевого кредита там на этот рынок выходят только «голубые фишки».
Аналитики McKinsey отмечают риск ухудшения финансового положения некоторых эмитентов в развивающихся странах в условиях ожидаемого ужесточения кредитных условий. Согласно их расчетам, рост процентных ставок на 200 базисных пунктов может привести к увеличению доли эмитентов с повышенным риском дефолта до 40%. Наиболее уязвимы промышленные компании и эмитенты в секторе недвижимости, на которые приходится более половины непогашенного долга в Китае и Бразилии. Напомним, ранее ФРС США повысила ключевую ставку до 1,75–2%, а ЕЦБ анонсировал завершение программы выкупа активов. Впрочем, говорить о пузыре на мировом облигационном рынке рано, считают авторы доклада MGI, несмотря на риски вложений в «мусорные» облигации, степень негативного воздействия дефолтов на финансовые рынки будет несущественной.
При этом на фоне исследования MGI отчетливее проявляются отличия рынка корпоративных облигаций РФ — ведущая роль энергетических госкомпаний, более скромные по сравнению с другими развивающимися странами объемы размещений, медленное замещение банковских кредитов облигациями и меньшая доля эмитентов с риском дефолта.
Оскар Мухаметов, Коммерсантъ