Отсветы рождественского ралли, озарившие по итогам саммита G20 так изголодавшиеся по хорошим новостям рынки, постепенно тускнеют. На 20.30 МСК фьючерс на индекс S&P 500 снизился на 1,9%, индекс Dow Jones Industrial Average – на 1,86%, причем последний час прошел в режиме пикирования. MSCI Emerging Market Index чувствует себя несколько лучше, потеряв всего 0,4%, но динамика в целом та же.

 

У инвесторов появляется все больше сомнений в том, что якобы триумфальная договоренность о прекращении торговой войны США и Китая на деле принесет что-то большее, чем отсрочку ввода пошлин на 60 дней. История с Brexit, насчет которой уже все почти успели успокоиться, тоже развивается не так, как хотелось бы, она порождает досаду у инвесторов и никак не может прийти к какому-то логическому или хотя бы предсказуемому концу.

Да и слухи о смягчении политики ставок ФРС, возникшие после недавнего неожиданно «голубиного» заявления ее главы Джерома Пауэлла что ставки уже близки к нейтральному уровню, также оказались несколько преувеличенными. «ФРС уточнила, что ставки будут повышаться, и ориентация при принятии решений по этому поводу будет не на хотелки бизнеса и пожелания [президента США Дональда] Трампа, а на показатели безработицы, инфляции и экономического роста. Политика ФРС всегда контрциклическая. Сейчас они защищают экономику от перегрева. А финансовые спекулянты торгуют воздухом, для них страшно любое повышение ставки и они очень зависят от риторики ФРС – что мы сейчас и видим, – говорит генеральный директор «Спутник. Управление активами» Александр Лосев. – Они ищут любой повод для ралли. Но капитализация компаний, входящих в S&P 500, сильно оторвалась от реальности. Если оценивать не будущие воображаемые прибыли, а дисконтируемые денежные потоки, то они стоить столько не должны. Рынок перегрет, спекулянты пытаются последним вдохом этот пузырь додуть, но не получается».

Нефтяные цены также не радуют, все попытки уйти выше $62 за баррель Brent пока заканчиваются ничем. После известия о договоренности России и Саудовской Аравии о снижении добычи, вдруг выяснилось, что саудиты, тем не менее, заинтересованы в том, чтобы добыча, конечно, снизилась – но чем позже, тем лучше. Россия, в свою очередь, конечно, готова к снижению – но вовсе не такому, какого хотят все остальные. И ее упорство может поставить под сомнение договоренность ОПЕК+ в принципе. «ОПЕК+ наверняка договорится, никуда не денется, и небольшой отскок российскому рынку гарантирован. Вопрос объема и сроков. То есть добыча то ли сократится сильно, то ли слабо, то ли останется на прежнем уровне – это ведь, строго говоря, тоже договоренность», – продолжает Александр Лосев.

На этом фоне динамика российского рынка, второй день стоящего на месте, буквально «как Брестская крепость», выглядит настоящим достижением: пусть на доли процента, но индексы закончили день в «зеленой зоне», и по сравнению с мировыми рынками у нас настоящее ралли.

Рублю, правда, не так хорошо – утреннее укрепление до 66,2 руб. за доллар опять перешло в спад, и к 20.30 МСК доллар стоил уже дороже 66,8 руб. «Радует то, что для ослабления пока нет значимых новостей, но потенциал укрепления рубля очень мал. Несмотря на высокое сальдо счета текущих операций, предсказать объем ухода капитала не представляется возможным, слишком велика политическая составляющая. Пока не будет хорошей премии, пока доходность рублевых инструментов не станет больше 10% в абсолютном выражении, ждать укрепления не стоит несмотря ни на какие торговые балансы», – уверен руководитель казначейства банка «Таврический» Сергей Фишгойт.

Год заканчивается, и вместе с этим на повестке встают два момента: заботы экспортеров и ЦБ. От компаний ждут продажи валюты для выплаты налогов – но эти надежды могут оказаться призрачными. Что касается возобновления закупок валюты на открытом рынке со стороны Центробанка, то в недавнем обзоре «Альфа-банка» говорится следующее: «в условиях низких цен на нефть объем покупок валюты в I квартале 2019 года может составить всего $12-16 млрд, или по $3-4 млрд в месяц, что недостаточно, чтобы сильно повлиять на курс рубля. Что касается покупки примерно $30 млрд, отложенной при изменении бюджетного правила в сентябре 2018 г., то она будет растянута на следующие три года».

Однако, по мнению Сергея Фишгойта, для нынешнего состояния неопределенности $4 млрд в месяц – огромная сумма. «Это очень много при нынешней обстановке, и эта сумма способна переломить любой тренд. Я бы не стал недооценивать влияние этой суммы на рынок, – продолжает он. – И не стоит рассчитывать на экспортеров, для них уже давно нет такого понятия, как “налоговый период”. Они продавали валюту в начале месяца. И они всегда могут использовать своп и привлечь рубли для текущих целей, так что основное для них курс. Не стоит забывать и долговой нагрузке корпораций – она никуда не делась, это надо выплачивать, и эта валюта как раз понадобится в декабре».

 

Текст подготовил Даниил Желобанов, Investing.com