Участники фондового рынка всегда ожидают лучшего момента для того, чтобы приобрести активы. Таким моментом для инвесторов является публичное размещение акций (IPO) или предварительное размещение акций. Если инвестор хочет удачно вложиться в ценные бумаги, нужно отслеживать компании, планирующие выход на рынок ещё на венчурной стадии.
Публичным размещением или IPO называется выход компании на биржу. До этого момента приобрести акции компании невозможно, ими владеет ограниченное число людей (сотрудники, основатели компании и ранние инвесторы). После публичного размещения приобретать акции могут все. Приобрести акции солидных компаний можно и без публичного размещения, но до IPO это могут сделать не все, поэтому после размещения цена на акции резко взлетает, что даёт инвесторам возможность заработать.
В первой половине 2020 года время для публичного размещения было не лучшим, поэтому число IPO было намного ниже, чем в прошлом году. Количество отказов на размещение стало расти ещё в 2019, что было вызвано рядом неудачных IPO таких компаний как Slack, Uber и WeWork. IPO WeWork можно назвать провалом 2019 года. В результате число отказов достигло 50%. В этом году процесс первичных размещений был временно приостановлен из-за пандемии коронавируса.
Активность стала нарастать только в середине этого года. Ниже приведены успешные размещения и представлена полученная инвесторами выгода.
Самые-самые
В 2020 самым перспективным направлением IT-бизнеса, по мнению инвесторов, стало создание и обслуживание data-центров. В этой связи отмечался почти десятикратный рост акций китайской компании Capitalonline Data Service, который произошёл в течение трёх месяцев с момента её IPO. Не менее успешными стали покупатели Chengdu Kanghua Biological Products, прибыль которых составила 660%, что было вполне ожидаемо, учитывая мировую пандемию. Сферой деятельности компании являются биомедицинские исследования и разработка вакцин.
500% прибыли удалось получить первым инвесторам компаний, которые производят кабельную продукцию, лабораторное оборудование для биологических и медицинских исследований, кварцевые кристаллы, оргтехнику и строительную опалубку. При этом большой рост отмечался не у самых крупных компаний, только у двух из 10 размер IPO превысил 1 млрд долл. США.
У девяти из 10 топовых компаний размещение состоялось на Шэньчжэньской фондовой бирже, восьмой в мире по объёму капитализации. Регион Китая, который обслуживает эта биржа, является самым промышленно развитым и инновационным, а также наиболее открытым.
Сейчас мы рассмотрим две компании, которые организовали IPO в декабре 2020 года.
В добрый путь, Airbnb
Airbnb – это американский сервис онлайн-аренды жилья на время отпуска. IPO компании состоялось 9 декабря, хотя намерения о публичном размещении были озвучены ещё в начале года. Этим планам помешала пандемия.
Компания серьёзно пострадала из-за введённых карантинных ограничений. Во II квартале отмечалось 67% снижение числа бронирований по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Поскольку в следующем году ожидается массовая вакцинация, что благотворно скажется на туристическом бизнесе, в перспективе можно говорить о позитивном прогнозе для компании.
В ходе размещения были представлены обыкновенные акции по цене 68 $, общий объём которых составил 51.3 млн. До этого целевой диапазон был установлен в пределах 56–60 $. Прибыль от IPO составит $3.4 млрд долл. США без учёта дополнительных акций, которые приобретут андеррайтеры такие, как Goldman Sachs, Citigroup и пр.
10 декабря в начале торгов цена на акции Airbnb составляла 146 $. На момент закрытия эта цифра составляла уже 144.71 $.
DoorDash или новый прорыв годафон
Также в декабре состоялся оглушительный дебют на фондовом рынке компании по доставке еды из Сан-Франциско, Doordash. Это в очередной раз продемонстрировало, что интерес к техсектору у инвесторов не ослабевает.
В первый день торгов акции компании выросли на 92% и достигли цены в 189.51 $. IPO позволило ей получить 3.37 млрд долларов. Столь быстрый рост в первый день поместил DoorDash на третье место среди самых успешных публичных размещений 2020 года. Объём рыночной капитализации достиг 60 млрд долларов, а стоимость компании выросла до 71.3 млрд долл. США при условии полной эмиссии ценных бумаг. На торгах в четверг акции подешевели на 1.85% и закрылись на уровне в 186 $.
Быстрый рост акций в первый день торгов говорит о том, что инвесторы заинтересованы вкладываться в техкомпанию, даже в условиях жёсткой конкуренции. Пандемия способствовала росту спроса на доставку, и очень многие стремятся его удовлетворить.
Тем не менее сервис DoorDash является уникальным в своём роде. Прежде всего, постоянным клиентам предоставляется программа лояльности, позволяющая в полной мере воспользоваться преимуществами регулярных заказов. В настоящее время ежемесячными пользователями сервиса являются 28% от общего числа подписчиков, составляющего 18 млн человек, что значительно выше, чем 1 млн подписчиков Uber.
Согласно DoorDash, потенциал роста просто огромный, поскольку сегодня услугами компании пользуются всего 6% от числа всех жителей Штатов. Отмечается трёхкратный рост выручки за первые 9 месяцев 2020, при этом также сократился чистый убыток, что обусловлено ростом числа новых клиентов из-за пандемии.
Став лидером сегмента food-delivery, компания планирует в дальнейшем доставлять клиентам любые продукты. Однако, ориентируясь на успешное IPO, делать прогноз относительно долгосрочного успеха компании невозможно. На практике успешное публичное размещение не гарантирует жизнеспособность компании в долгосрочной перспективе.
Источник finversia.ru