Отдельные нормы поправок, разработанные Минторговли, вызвали резкое неприятие участников рынка.
Министерство торговли и интеграции разработало поправки в законодательство по вопросам биржевой торговли.
Объемы биржевой торговли в Казахстане снижаются два года подряд. В 2020 году Бюро национальной статистики зафиксировало сделки на 13 биржах, их общий товарооборот составил 1,4 трлн тенге.
Минус все прочее
В перечень биржевых товаров входят уголь, сахар, пшеница, ячмень, соевые бобы, картофель, хлопковое волокно, цемент, пшеничная мука I сорта и нефтепродукты (битум, бензин с октановым числом 92 и более, авиа- и дизельное топливо). Торги нефтепродуктами начнутся 1 марта, мукой – 1 июля 2021 года. Оба товара были добавлены в биржевой перечень только в самом конце прошлого года.
Около 70% всего биржевого оборота, по данным МТИ РК, приходится на торговлю так называемыми нестандартизированными товарами, то есть не относящимися к приведенному перечню. Это может быть, например, покупка или продажа промышленных товаров или деталей недропользователями, нацкомпаниями и крупными предприятиями через биржу.
Поправки в закон предлагают запретить товарным биржам торговлю нестандартизированными товарами. Генеральный директор Биржевой ассоциации Казахстана Дмитрий Яровой считает это требование чрезмерным – во-первых, потому что участники рынка должны иметь право выбора места совершения сделок.
«Рынок сам должен определяться, где ему торговать. Рынок должен иметь какую-то свободу выбора в инструментах реализации своих задач», – говорит он.
Во-вторых, по мнению Ярового, действующий перечень биржевых товаров весьма ограничен, а конкуренция между более чем десятком бирж привела к низким комиссиям. Поэтому без возможности торговли нестандартизированными товарами биржи просто не смогут существовать.
Лучше меньше, да лучше
Еще одно предложение – увеличить минимальный уставный капитал товарной биржи до 700 тыс. МРП (2,4 млрд тенге). В настоящее время этот показатель составляет 300 тыс. МРП, или 875,1 млн тенге.
Законопроектом ужесточаются требования и к структуре уставного капитала – не менее 25% должно быть внесено деньгами, а остальная часть представлена акциями, облигациями и ликвидным имуществом. В действующем законе таких требований нет. Предусмотренный переходный период для требования по минимальному уставному капиталу – пять лет, по его структуре – 3 года.
В Агентстве по защите и развитию конкуренции (АЗРК) аргументируют ужесточение требований к уставному капиталу большим количеством бирж, которые ведут условную деятельность. Из 18 зарегистрированных бирж четыре не провели за последние два года ни одной сделки, а другие шесть провели за последние три года всего 40 сделок на общую сумму 23 млрд тенге.
«Все вышеуказанные категории товарных бирж не преследуют целей развития, одновременно размывая ликвидность и препятствуя развитию биржевого рынка в целом. Для исключения подобных случаев агентством предложено усилить требования к товарным биржам путем увеличения минимального уставного капитала товарных бирж», – ответили в АЗРК на запрос редакции.
Основные контраргументы представителей товарных бирж связаны с вопросом, какое имущество можно считать ликвидным. Президент АО «Товарная биржа «Каспий» Эрик Танаев в комментарии редакции пояснил:
«Биржи, которые уже существуют на рынке, не смогут сделать уставный капитал полностью ликвидным… В основном у всех капитал сформирован за счет недвижимости либо нематериальными активами – программным обеспечением. Вопрос, является ли программное обеспечение ликвидным, остается открытым».
Генеральный директор Биржевой ассоциации Казахстана Дмитрий Яровой считает, что основные биржевые площадки в республике уже капитализированы, и необходимости повышать требования к ним по капиталу нет. При этом биржи уже вложили значительные средства в развитие технологической инфраструктуры.
«Мы должны понимать, что биржа в первую очередь – это технологическая инфраструктура. Качественный софт примерно миллион долларов стоит, плюс-минус. Биржа должна предоставить стабильно работающую инфраструктуру и закрыть риски невозможности или остановки торгов по технологическим причинам. Это их первая задача», – сказал он.
Еще одна страховка
Кроме того, предлагается внедрить систему вмененного страхования как по заключению сделок на бирже, так и по их исполнению. По мнению разработчиков законопроекта, это позволит повысить безопасность и доверие всех участников биржевых сделок. Игрокам будет предоставлена возможность страхования сделок в иностранных страховых компаниях. Также предлагается установить дифференцированный биржевой сбор в зависимости от объема совершенных сделок брокеров, что должно стимулировать развитие биржевой торговли.
Танаев не видит необходимости во введении обязательного страхования сделок, поскольку, по его мнению, механизм защиты участников торгов от рисков уже работает. В настоящее время покупатель и продавец вносят небольшой процент от сделок в качестве обеспечения в клиринговый центр при бирже. Когда сделка исполняется, эти деньги возвращаются обратно внесшему их лицу.
Другие нововведения
В АЗРК отмечают, что при условии, когда брокер или дилер может быть членом только одной биржи, на каждой из бирж оказывается небольшое количество аккредитованных членов бирж, и это не способствует развитию конкуренции.
«Исходя из многочисленных жалоб выяснилось, что брокеры проводят предторговую сессию, то есть круг участников торгов определяется брокерами до проведения самих торгов, несмотря на отсутствие законодательного порядка проведения такой процедуры. Таким образом, брокеры фактически самостоятельно выбирают клиента (поставщика), с которым они выйдут на биржевые торги», – пояснили в АЗРК.
Поэтому агентством предложено ввести единую аккредитацию для биржевых брокеров и дилеров с одновременной отменой запрета на их участие на нескольких товарных биржах. Документом также предлагается разрешить биржам регистрировать клиентов в качестве разовых посетителей биржевых торгов. Это делается для увеличения конкуренции и допуска к торгам мелких и средних компаний и потребителей, осуществляющих сделки купли-продажи один-два раза в год. В Минторговли «Курсиву» уточнили, что пока конкретная частота участия в торгах для таких посетителей еще не определена.
К последнему предложению у представителей бирж тоже есть замечания. Товарные биржи должны будут предъявлять к разовым посетителям определенные требования, считает Танаев, поскольку и брокеры, и члены проходят процедуру аккредитации к торгам на определенной товарной секции или на бирже в целом.
«Процесс аккредитации в любом случае должен быть. И требования должны быть и к компании, и к человеку, который будет участвовать в торгах. А у нас это так вводится, как будто человек просто шел по улице, увидел объявление, зашел и купил. Это же не магазин у дома, а биржа, где идут оптовые торги», – сказал он.
Среди других нововведений – уполномоченный орган сможет устанавливать максимальное количество биржевого товара, которое может быть приобретено одними и теми же участниками в течение одной торговой сессии. В ходе анализа биржевых торгов регулятор обнаружил, что угледобывающие компании законтрактовывали в короткие сроки среди ограниченного числа крупных оптовиков весь годовой объем продаж угля для коммунально-бытовых нужд.
В результате владельцы региональных железнодорожных тупиков, которые покупают уголь по несколько вагонов и затем продают его населению в розницу, вынуждены брать его в сезон у крупных оптовиков.
Также по аналогии с фондовым рынком вводится понятие маркет-мейкера, который должен будет ежедневно выставлять заявки на покупку и продажу минимального объема товаров. Биржа будет определять по каждому виду товаров минимум одного маркет-мейкера.
Будет расширено и количество видов биржевой торговли. Кроме спот-товаров предусмотрен переход на опционные и фьючерсные сделки, сделки с долговыми обязательствами: кредиторская и дебиторская задолженность. Сами биржевые торги предлагается разделить по секциям: нефть и нефтепродукты, сельскохозяйственные товары и их производные, уголь и его производные, долговые обязательства, промышленные товары, квоты парниковых газов, сжиженный газ, секция закупок недропользователей и нацкомпаний.
В Минторговли РК на запрос редакции ответили, что анализ регуляторного воздействия поправок в законодательство по вопросам биржевой торговли еще не проводился.
Автор Жанболат Мамышев
Источник kursiv.kz